Ветхий Завет > Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 38.
16 Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; 17 горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу.
А здесь библия даёт указания как нам нужно скорбеть по утрате близкого человека. Ну типа без этих указаний мы будем себя неправильно вести во время скорби и печали.
Но на самом деле это библейские указания попахивают притворством и лицемерием. Смотрите сами. Советуется пролить слёзы "как бы" подвергнувшемуся жестокому несчастью. Почему "как бы", если несчастье и так случилось?! Скорей всего потому, что это наставление обращено к чёрствым сухарям, которые должны показать окружающим свои слёзы пролитые "как бы" по причине жестокого несчастья.
Далее. "…продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два". То есть, если у вас умирает родственник, вы должны определить степень его достоинства и соответственно ему сетовать по близкому человеку день или два. На три, четыре дня сетования, неделю, месяц… и т. д. библейские рекомендации не предусмотрены. Самый-самый достойный заслуживает всего два дня плача по нём, да и то, далее идёт мерзкое добавление "для избежания осуждения". Выходит, если не боитесь осуждения окружающих, то и вовсе можете не сетовать.
> 17 горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; > ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. > > **************************************** **************************************** **
> > А здесь библия даёт указания как нам нужно скорбеть по утрате близкого человека. > Ну типа без этих указаний мы будем себя неправильно вести во время скорби и печали. quoted1
Здесь мудрецы правильно указывают, что скорбеть достаточно пару дней. То есть лучше недоскорбеть, нежели перескорбеть. Правильная мысль!
>> 17 горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали;
>> ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. >> >> **************************************** **************************************** ** quoted2
> >
>>
>> А здесь библия даёт указания как нам нужно скорбеть по утрате близкого человека. >> Ну типа без этих указаний мы будем себя неправильно вести во время скорби и печали. quoted2
> > Здесь мудрецы правильно указывают, что скорбеть достаточно пару дней. То есть лучше недоскорбеть, нежели перескорбеть. Правильная мысль! quoted1
Ну да, пару дней и то только ради избежания осуждения.
Не хотелось бы прибегать к натуральным примерам, но видимо без этого никак не обойтись. Заранее прошу прощения и ни в коей мере тебе этого не желаю, но... Допустим у тебя умирает ребёнок, и никакого осуждения со стороны ты не боишься, ты по нём вообще скорбеть не будешь? Или всего парой дней печали(исключительно для посторонних осуждателей) отметишь потерю своей кровинушки?
Нет, я конечно допускаю, что найдутся и такие которые ещё и радуются от потери близких ему людей. Но тут я сужу по себе. Я бы так не смог. И пара дней скорби, да и то только ради избежания чьих-то осуждений, для меня унизительное и неприемлемое предложение. Я буду скорбеть не по бумажке и не по совету, типа "мудрецов", а так и столько, сколько позволит мне моя память и моя привязанность к умершему.
Итак, друзья мои дорогие, мы совершенно перестали говорить о главном, о том что составляет смысл нашей интереснейшей дискуссии - полном соответствии того, о чём говорится в Первой главе Библии (Днях творения) и сегодняшних наших знаниях о начале всего сущего.,
Итак.
В пятый день творения — на первой стадии — упоминаются те животные, которые появились до конца Палеозойской эры (морские животные и насекомые). Б-г, говорит Книга Бытия, благословил животных появившихся в пятый день творения, повелевая им "плодиться и размножаться" , дабы морские животные "наполняли воды в морях", а летающие существа "размножались на земле".
Исполнение божественной воли находит отражение в палеонтологической летописи. Все научные описания данных раскопок неизменно, и часто с изумлением, отмечают невероятное богатство первобытной морской фауны (" Кембрийский взрыв животныx форм ") и насекомых (" взрыв популяции невиданных масштабов "). Несмотря на то, что ей предстояло вскоре исчезнуть, Эдиакарская фауна быстро расселилась по всей планете (" обилие и широта распространения ").
В шестом дне творения - на второй стадии - упоминаются те животные, которые появились после Палеозойской эры (млекопитающие и другие обитатели суши). Этим животным не было дано от Б-га особое повеление "умножаться". Соответственно, среди этих животных не бьло никаких взрывов популяции.
Сравните: почти миллион различных видов насекомых (пятый день творения) - и всего четыре тысячи видов млекопитающих (шестой день). И еще: во время Кембрийского взрыва популяции появились внезапно десять различных типов морских животных (пятый день), тогда как все крупные обитатели суши (шестой день) принадлежат к одному-единственному типу.
Приведенная выше аргументация позволяет дать объяснение библейскому рассказу о создании крылатых. Если бы это выражение "всякая птица" (1:21) относилось только к птицам, настоящее место этим словам было бы в рассказе о шестом дне творения.
Птицы, как известно, появились примерно в одно время с млекопитающими, после Палеозойской эры. Значит, обе эти группы млекопитающих принадлежат ко второй стадии развития животного мира, которая связывается с шестым днем творения.
Выражение "всякая птица" относится, однако, также и к насекомым. Насекомые появились еще до конца Палеозойской эры и, следовательно, относятся к первой стадии развития животного мира. Поэтому-то обобщенное выражение "всякая птица" и появляется в рассказе о пятом дне творения.
> Здесь мудрецы правильно указывают, что скорбеть достаточно пару дней. То есть лучше недоскорбеть, нежели перескорбеть. Правильная мысль! quoted1
Я вас очень прошу, друзья мои, быть очень аккуратными в в своих рассуждениях о том, о чём вы, по понятным причинам, не имеете ни малейшего понятия.
Все семь дней траура скорбящие не изучают Тору, но изучение Мишны теми, кто пришел разделить с ними горе, ставится в заслугу душам умерших.
В доме скорби проходят проведение молитв в миньяне (10 мужчин евреев старше 13 лет). Если нет миньяна, скорбящим мужчинам можно выйти в ближайшую синагогу или в синагогу своей общины для молитвы и, главное, читать Кадиш, поминальную молитву.
В первый день траура мужчинам, родственникам первой степени, не возлагают тфилин.
Семь дней траура запрещается: • носить кожаную обувь; • купаться (даже в холодной воде), но в жаркое время года можно ополоснуть ноги, руки и лицо; если невозможно отмыть грязь холодной водой, можно воспользоваться горячей; • пользоваться косметикой; • стирать и одевать стиранную или новую оде¬жду; • стричься и бриться, но перед субботой можно остричь ногти; • слушать музыку (в эти дни не слушаем радио, не смотрим телевизор и не читаем газеты); • запрещена супружеская близость.
В доме скорбящих не произносят молитвы раскаяния. Если серьёзные материальные заботы или особо важная работа, от которой зависит жизнь и благополучие семьи или других людей, вынуждают выйти из дома, спустя три дня после похорон можно освободиться от обязанности сидеть шиву. (семь дней траура)
Скорбящий может принять участие в похоронах ближайших родственников, но ему нельзя идти на кладбище.
Все праздники прерывают шиву. Но шабат траурные дни не прерывает. В эти дни запрещено посещать захоронения.
В полупраздничные дни можно только хоронить.
Последний день шивы начинается после захода солнца. В этот вечер в доме скорбящего собираются родные и друзья, читают Мишну, поучения мудрецов и рассказы из жизни нашего народа. Далее следуют Кадиш Аль Исраэль .
В седьмой день после похорон, утром, снимают траур со скорбящих. Они должны омыть руки и лицо и теперь в сопровождении родных и друзей могут идти на кладбище.
К месту захоронения первыми идут женщины. Для них это первое посещение могилы со дня похорон, когда они полностью предаются своему горю.
Через 20-30 минут их сменяют мужчины. Читают молитву и отходят от места захоронения, читают Кадиш, а после возвращаются домой на поминальную трапезу.
Таким же образом проводят тридцатый день, шлошим , и год, шана ..
Valera081 (Valera081) писал (а) в ответ на сообщение:
> kroser8 (kroser8) писал (а) в ответ на сообщение: > Развернуть начало сообщения
>> >> Здесь мудрецы правильно указывают, что скорбеть достаточно пару дней. То есть лучше недоскорбеть, нежели перескорбеть. Правильная мысль! quoted2
>Ну да, пару дней и то только ради избежания осуждения quoted1
Правильно, иначе люди подумают, что скорбь показная. Или если искренняя - подумают что "задалбал со своим нытьём и кислой мордой, всю жись теперь будет портить что ли..." Ну повыл-порыдал - и довольно, у всех такое случалось или случится - и ничего!
Сегодня, друзья мои, у нас знаковый день. Мы переходим к Шестому Дню творения — появлению человека на планете Земля.
День шестой
Уникальность человека
КНИГА БЫТИЯ, ГЛАВА 1 24 И сказал Б-г: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Б-г, что это хорошо.
26 И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам cue будет в пищу.
30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Б-г все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
ВОПРОСЫ
Шестой день творения, описанный в Книге Бытия 1:26−31, посвящен человеку. При чтении библейского текста возникает ряд вопросов.
1. Мы читаем фразу:
"Б-г сотворил человека… по образу Божию"
(1:27), из чего явно следует, что человек — существо уникальное среди прочих живых существ.
Представление о том, что человек якобы уникален, не имеет под собой никакой научной основы. Как хорошо известно, результаты многочисленных раскопок создают картину эволюционного развития рода человеческого, уходящую на миллионы лет в прошлое, к примитивным обезьяноподобным существам. Утверждение, якобы человек был «сотворен» всего лишь несколько тысяч лет назад — не более, чем легенда.
2. Мы читаем:
"И благословил их [Адама и Еву] Б-г"
говоря им:
"наполняйте землю и обладайте ею"
(1:28).
Не приходится и говорить: никаких археологических свидетельств тому, что человек будто бы внезапно «наполнил землю и стал обладать ею», нет в природе. Как же тогда следует понимать это благословение?
А теперь обратимся к научным данным, которые дают библейскому тексту объяснение, вполне отвечающее требованиям современной науки.
Вот мы, друзья мои, глубоко и тщательно изучаем Первую главу Ветхого Завета.
Я уже рассказывал вам, что Ветхий Завет представляет собой перевод ТАНАХА (Тора, Пророки т Писания) сделанный ещё более двух тысяч лет назад. Но многие ли из вас представляют себе, как вообще появилось христианство в глубинах иудаизма ?
Что первыми христианами были именно иудеи, молившимися в синагогах, а в дни еврейских праздников в Иерусалимском храме !!!
Итак, несколько слов об истории зарождении христианства.
В годы правления царя Агриппы I (37-44 гг. н.э.) Иудея расцвела экономически, а храмовый культ достиг своего пика. В первый и единственный раз в еврейской истории маленькая держава со столицей в Иерусалиме стала как бы «страной в стране» – независимой единицей внутри Римской Империи, под ее патронажем и защитой.
Рим поддерживал иудейского царя – своего ставленника, не вмешиваясь во внутренние дела Иудеи. К голосу Иерусалима прислушивались еврейские общины, разбросанные по огромной территории Римской империи и Парфянского царства.
Из Иерусалима исходили эдикты и законы, которыми руководствовалась в повседневной жизни диаспора (евреи живущие за пределами страны).
В Иерусалим, в Синедрион обращались за советом и помощью по всем жизненно важным вопросам.
В Иерусалиме составлялся единый для всего еврейского народа календарь, который был основой сельскохозяйственной деятельности, перемежающейся религиозными праздниками.
Из Верхней и Нижней Галилеи, из Мидии, с Кипра, из Парфии, из Александрии, из дальних южных провинций – отовсюду, где жили евреи, посылались в Иерусалимский Храм щедрые пожертвования.
Их хватало для украшения Храма, для содержания Синедриона, духовной Академии и многочисленных семейств священников, для обеспечения муниципальных нужд города, внутригородских строительных работ, строения водоводов, прокладки путей для паломников и организации стоянок и т.д.
Храм занимал центральное место в жизни не только Иудеи, но и всей еврейской диаспоры. Храмовый культ был весьма сложен и досконально отработан. Важнейшей его составляющей было ежегодное паломничество евреев в Иерусалим на три больших праздника – Песах, Шавуот и Суккот.
Осью храмового культа являлось ежедневное жертвоприношение, совершавшееся священниками-саддукеями по определенным правилам в соответствии с календарем. Оно служило для установления и укрепления связи личности или общины с Б-гом.
На иврите жертва «קורבן» (корбан) от корня «קרב» (керев) – приближение, сближение. Это значит, что жертва приближает человека к Б-гу, усиливает его связь с Всевышним. Жертвоприношение также искупало прегрешения как частных лиц, так и всего народа и способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.
Эта идиллия закончилась в 44 году с внезапной смертью Агриппы. В отсутствие достойного преемника управление Иудеей было передано римским наместникам - прокураторам, единственной целью которых было быстрое личное обогащение. Благосостояние страны их не беспокоило, благодарность и уважение народа не интересовали.
Жаловаться на безответственные действия прокураторов было абсолютно бесполезно, да и некому. Население страны стало катастрофически беднеть, условия жизни ухудшились.
Как следствие, в удаленной от центра Галилее, населенной в основном крестьянами, с особой силой вспыхнул протест. Пропаганда фарисеев, учение о бессмертии души, призывы жить сегодня во имя счастливой и бесконечной загробной жизни привели галилейское простонародье в удивительное состояние.
Одна часть населения увлеклась совсем недавно возникшим в Галилее христианским учением, утверждавшим, что спасение от гнета чудесным образом принесет уже явившийся Мессия. А другая часть пошла за крайними националистами зелотами, стремившимися немедленно установить Царство Справедливости, для чего необходимо силой оружия изгнать ненавистных римлян.
И те, и другие были согласны в том, что близится Избавление и вскоре настанет пора действовать.
Движение зелотов, вышедшее из Галилеи, быстро охватило своим протестом всю страну. Фанатики яростно уничтожали все символы римской власти, безрассудно нападали на вооруженные римские отряды.
Для усмирения мятежной Галилеи был послан полководец Веспасиан, собравший войско в 60 000 легионеров. Зелоты, потерпевшие поражение в Галилее, бежали в Иудею и укрылись в Иерусалиме. Результатом этого безрассудного сопротивления стало разрушение Иерусалима и уничтожение Храма. Это произошло в 70 году н.э
Другая группа – те, кто уверовали, что Мессия уже пришел и что им был Иисус из Назарета – называли себя назареянами. Они образовали новое течение в иудаизме, не отделяя при этом себя от религии предков и полностью исполняя все древние обряды.
Назареяне приняли активное участие в Великом восстании и также были разгромлены римлянами при его подавлении.
Потеря евреями Храма стала национальной катастрофой.
Весь народ, да и каждый отдельный иудей не представлял себе жизни без Храмового культа. Смысл существования оказался потерян.
Как исполнять иудейский Закон без Храма? Куда совершать паломничество? Какие вообще праздники могут быть без паломничества? Кому отдавать десятину?
Множество вопросов без ответа.
Именно таким образом - поиски нового смысла существования развернули значительное количество евреев в сторону христианства.
В тот же самый период учением, зародившимся в Галилее, заинтересовались и неевреи, которых апостол Павел освободил от обязанности соблюдения религиозных законов иудаизма.
Для неевреев стало возможным и некое частичное обращение в еврейскую веру — причисление к «богобоязненным». Ожидалось, что в грядущие дни Мессии лишь меньшинство населения мира предпримет полное обращение в иудаизм, а большинство станет «богобоязненными», признавая лишь « Семь законов сынов Ноя ».
Требования к такому обращению были менее строгими и не включали ни кошерного питания, ни обрезания, ни присоединения к потомкам Авраама.
Эти последователи нового учения обитали вне пределов Иудеи. Их не коснулась трагедия разрушения Храма, и христианское учение довольно быстро распространилось по всей Римской Империи.
Но … Продолжим очень важную, для нашей увлекательной дискуссии, тему: «ПОСТЕПЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ» И ЧЕЛОВЕК !!!
Семейство гуманоидов, человекоподобных, состоит сейчас из одного единственного вида живых существ. Это Современный Человек, или, говоря научным языком, Homo sapiens.
Антропологи придерживались некогда так называемой «гипотезы единственного вида «.
По этой гипотезе, первые примитивные виды гуманоидов эволюционировали постепенно в более развитые виды, которые, в свою очередь, эволюционировали в еще более развитые, и так далее. Процесс повторялся несколько раз, пока не привел к появлению самого развитого вида гуманоидов — Современного Человека.
Каждый вновь найденный вид человекоподобных рассматривался как очередной этап на пути прямолинейного эволюционного развития от древнейших обезьяноподобных видов к Современному Человеку.
На основе новейших палеонтологических находок гипотеза единственного вида была отвергнута. Профессор Найлс Элдридж, куратор Американского Музея Естественной Истории, называет эту гипотезу
"великим эволюционным мифом о медленных, постепенных, прогрессивных изменениях. Сторонники 'единственного вида' были так зачарованы прямолинейным изяществом этого мифа, что неохотно принимали любое открытие, могущее его испортить"
.
Подчеркивая, что новейшие палеонтологические данные полностью противоречат дарвиновской концепции постепенности, профессор Элдридж замечает:
"Наше стандартное представление об эволюции, как о постоянном, постепенном усовершенствовании, а отсюда, со временем, изменении, поистине есть миф".
Палеонтологическая история вымершего гуманоидного вида Homo erectusвесьма наглядно иллюстрирует правоту этого замечания.
Судя по данным многочисленных раскопок, вид этот, один из важнейших среди гуманоидов, просуществовал около миллиона лет. И какие же существенные эволюционные изменения отражены в палеонтологической летописи за столь долгое время? Ответ: ровно никаких.
Профессор С.М. Стенли пишет о Homo erectus:
"Этот вид существовал более миллиона лет, почти не меняясь"
.
Профессор Гарвардского университета Дэвид Пилбим пишет:
«В течение более миллиона лет, Homo erectusотличался морфологической стабильностью».
Иными словами, Homo erectusза все время своего существования не подвергся никаким эволюционным изменениям.
Рассмотрим теперь «эволюционную историю» самого позднего вида гуманоидов — Современного Человека. Данные раскопок показывают, что
«Современный Человек появился внезапно, имея такой же облик, как сейчас».
С момента своего внезапного появления Современный Человек дожил, не меняясь, до наших дней. Предшествовал Современному Человеку, и более всего походил на него Неандертальский Человек.
Неандертальский Человек просуществовал без изменений более 100 000 лет. Затем, по непонятным причинам, все неандертальцы внезапно исчезли.
"Исчезновение его не назовешь иначе, как мгновенным"
. Все вышесказанное несовместимо с идеей постепенной эволюции.
Наконец, рассмотрим вопрос о взаимосвязи между Современным Человеком и неандертальцем. Произошли ли Современные люди от предшествовавших им неандертальцев?
Опираясь на данные раскопок, профессор Элдридж убежден, что «неандертальцы никак не могли быть нашими предками «.
А профессор Стенли пишет о Современном Человеке так:
"Внезапно, ниоткуда, в палеонтологической летописи появляются наши острые подбородки, наши слабые надбровные дуги и высокие выпуклые лбы. В предшествующей истории нет абсолютно ничего, что предвещало бы появление этих характерных черт"
.
По заключению Кембриджской Археологической Энциклопедии,
"ничто не свидетельствует о локальной эволюции неандертальцев в людей современного анатомического склада".
> В любом современном европеоиде есть гены неандертальцев. > Потому что ОНИ ДАВАЛИ ЗДОРОВОЕ ПОТОМСТВО. quoted1
Весьма спорное заявление !
Неандертальцы — древняя ветвь человека, которая давно вымерла. Почти все люди на Земле имеют около 2–4% вариантов генов неандертальца в своей ДНК, а жители Африки — 0,3%. В статье я поделюсь, откуда взялось это наследие и какие преимущества оно дает.
Кто такие неандертальцы и чем они отличались Неандертальцы, как и наши предки кроманьонцы, относились к роду людей. Они отделились примерно 700 тысяч лет назад и ушли осваивать территорию современной Европы, Западной и Южной Азии. Их останки находили также на Алтае.
Последние примерно 5 тысяч лет своего существования (40-35 тысяч лет назад) неандертальцы делили территорию с людьми, которые в то время только начинали расселение по Евразии.
Неандертальцы были невысокими, коренастыми и мускулистыми. Такое телосложение помогало лучше сохранять тепло.
У них был вытянутый череп, большие губы и широкий нос. Если посмотреть на современные популяции, носы жителей северных стран уже, чем у жителей экваториальных. Антропологи утверждают, что у неандертальцев могла быть иная система теплорегуляции.
Мозг неандертальца был больше, чем у современного человека. Но нельзя сказать, что это давало преимущество. Умственные способности скорее зависят от устройства мозга, а не его размера. У людей, к примеру, крупнее мозжечок. Это зона мозга, которая связана с когнитивными способностями: мыслительными и языковыми, запоминанием информации и социальными навыками.
Однако в чем-то превосходство все-таки было. У неандертальцев больше места занимала затылочная доля и зрительная кора. Есть предположение, что видели они лучше современных людей.
Почему неандертальцы вымерли? Когда кроманьонцы начали заселять Европу, у них не было тех эволюционных приспособлений для холодного климата, которые были у неандертальцев. Однако, почему один вид выжил и существует по сей день, а другой исчез — до сих пор загадка. Есть несколько основных предположений.
Одна теория предполагает, что неандертальцы могли не пережить конкуренции с нашими предками. \Судя по останкам у них не было метательного оружия: во время охоты неандертальцы поджидали добычу и набрасывались на нее с копьями. Возможно, это связано со строением тела. Плечевой сустав неандертальца не был адаптирован к метанию предметов.
У ранних людей тело было менее тучным и более гибким. Это помогало бегать и кидать предметы на дальние расстояния. Физически у кроманьонцев было много преимуществ для выживания.
С появлением каменных орудий, около двух миллионов лет назад, началась эпоха, которую археологи называют «Палеолитом» (« Древний Каменный Век »).
Важно помнить, что даже самое совершенное каменное орудие Палеолита выглядит невероятно примитивным по сравнению с любым современным орудием.
Типичное палеолитическое орудие – это, по сути дела, слегка заостренный осколок кремня. Процесс изготовления палеолитического орудия настолько прост, что
«за час-другой любой новичок может освоить технику раскалывания кремня».
В результате получается предмет, найдя который, непосвященный вряд ли даже догадается, что перед ним орудие, сделанное руками человека. Достаточно взглянуть на любое изображение палеолитического орудия, чтобы в этом убедиться.
Следует также подчеркнуть, что пользование простыми орудиями свойственно отнюдь не только людям.
"Сегодня мы знаем, что производство и использование орудий не является, строго говоря, нашей исключительной прерогативой... Шимпанзе очищают от коры ветки, подготавливая их для 'ловли' термитов в больших термитниках. Обезьянки-капуцины раскалывают камнями твердью орехи. Бабуины убивают камнями скорпионов, прежде чем вынуть жало и употребить их в пищу".
Было замечено, что
"некоторые шимпанзе заготавливают орудия впрок... Более того, такое поведение передается обучением: молодые шимпанзе набираются опыта, подражая старшим"
.
Вышеприведенные цитаты вовсе не имеют своей целью доказать, будто бы первые человекообразные в технологическом отношении стояли не выше обезьян.
С другой стороны, следует помнить, что изготовление и использование простейших орудий еще не делает гуманоида « почти человеком ».
Как подчеркивает профессор Давид Пилбим,
«Что ни говори, первые человекообразные сильно отличались от любого человеческого существа, живущего сегодня. Очень часто, однако, на эти отличия не обращалось внимания, и первых гуманоидов делали слишком похожими на современных людей.»
НЕАНДЕРТАЛЬСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Было бы просто несправедливо сравнивать грандиозные технологические достижения Современного Человека с простейшими орудиями, производимыми гуманоидами Палеолита. Преимущества, которые дает нам наш объемистый мозг, очевидны. Однако не все ранние виды гуманоидов обладали мозгом меньших размеров, чем наш. Исключением был Неандертальский Человек. «Мозг, заключенный в неандертальской черепной коробке, был в среднем чуть больше мозга Современного Человека.»
Каких же успехов достиг Неандертальский Человек в деле изготовления орудий?
"По большей части неандертальские орудия представляли собой слегка обтесанные осколки кремня, используемые в качестве наконечников для стрел, ножей и скребков."
Для сравнения, взглянем на некоторые из орудий, произведенных Современным Человеком, который пока что пробыл на земле меньше, чем неандерталец. "Орудия" Современного Человека включают в себя компьютер, лазер, транзистор и космический спутник, не говоря уже о реактивных самолетах и атомных подводных лодках.
Этого краткого перечня вполне достаточно, чтобы понять, что сравнивать технологические достижения неандертальца с достижениями Современного Человека просто смешно.
А как насчет искусства? Вот единственное, что может быть сказано в пользу Неандертальского Человека по этой части:
"во многих местах были найдены фрагменты минеральных красящих веществ, размолотых в порошок либо слепленных в форме карандашей, однако неизвестно, какие именно поверхности предполагалось ими раскрашивать"
.
Иными словами, хотя краски и были найдены, никаких произведений искусства, приписываемых Неандертальскому Человеку, не существует.
Для сравнения, посмотрите на богатейшие традиции Современного Человека в области живописи, скульптуры, музыки, архитектуры и многих других видов искусства. Здесь также налицо разительный контраст между огромными артистическими достижениями Современного Человека и отсутствием искусства вообще, характерным для неандертальца. Подчеркнем, что великолепные пещерные рисунки, найденные на юго-западе Франции и в других местах, все без исключениябыли сделаны Современным Человеком. Росписей, сделанных неандертальцем, нет ни в одной пещере.
Было ли у неандертальцев хоть что-нибудь, не связанное непосредственно с выживанием? Да, они хоронили своих покойников. Однако этот единственный признак неандертальской «культуры» ничтожен по сравнению с грандиозными культурными достижениями Современного Человека во всех областях знаний – в науке, философии, медицине, литературе, искусстве, математике, музыке и тому подобном.
Чем же объяснить огромное неравенство в достижениях Современного Человека и неандертальца? Ученые объяснить этого не могут.
Ясно одно: эти огромные интеллектуальные и культурные различия не суть следствие физических различий между двумя видами. В физическом отношении Неандертальский Человек стоял ничуть не ниже Современного Человека. Сравнение анатомии и размеров неандертальского и современного мозга
"не указывает на какие бы то ни было различия в интеллектуальных способностях".
С анатомической точки зрения,
«неандертальцы были не менее человекоподобны, чем современные люди... Мы знаем теперь, что неандертальцы обладали такой же сноровкой, таким же многообразием и характером движений, что и современные люди... правда, у них была гораздо крепче хватка, чем у современных людей, однако это ничуть не походило на движения гориллы; судя по всему, они владели своими движениями точно так же, как и мы.»
Сразу после своего появления Современный Человек проявил свое ярко выраженное культурное превосходство над неандертальцем. Археологические данные столь поразительны, что все научные работы на эту тему подчеркивают драматические, далеко идущие культурные успехи, быстро достигнутые Современным Человеком.
Для иллюстрации я приведу несколько цитат:
Методы изготовления орудий у Современного Человека совершенно иные, нежели у неандертальца… его новый набор инструментов отражает качественный скачок в охотничьих приемах — и, в более широком смысле, в умственных способностях… Современный Человек, пришедший на смену неандертальцу, был не только несравненно лучшим охотником, но и интеллектуально превосходил его во всех отношениях.
Затем, примерно 40 000 лет назад, началось невероятное ускорение… Плодами его явились совершенно новые, сложные орудия труда и виды оружия, строительство жилищ, изобретение лодки, добавление рыбы к человеческому меню, далекие морские путешествия (например, в Австралию), заселение Арктики, миграция в Северную и Южную Америки и разнообразие поделок и украшений.
В Европе, лучше всего изученной археологами, мы видим произошедший 35 000 лет назад внезапный переход… культурное достояние (каменные орудия труда) меняется внезапно и коренным образом. Никакого постепенного перехода. Появляется пещерная живопись — ее тоже ничто не предвещало.
Археологические исследования указывают на серьезные бихевиористические перемены.
Они выражаются в распространении усовершенствованных каменных и костяных орудий, в новых охотничьих приемах и методах пользования и управления огнем, в употреблении одежды, в изменении характера поселений, размеров популяции и экологической сферы, в развитии искусства и в ритуальной деятельности.
Все это указывает на появление вида, обладающего современными бихевиористическими способностями и потенциалом.
Интересно, что примерно сорок — тридцать пять тысяч лет назад социокультурная система гуманоидов значительно усложнилась. Вскоре после этого археологи начинают регулярно находить в своих раскопках предметы искусства, [причем] степень сложности их быстро возрастает… [
Современный Человек приходит к искусству: пещерная живопись, вырезание по кости, костяные и каменные статуэтки и такие личные украшения, как бусы. Неандертальский Человек, ещё живший в те врема не знал таких средств самовыражения.
Следует еще раз подчеркнуть, что между Современным Человеком и неандертальцем нет физических различий, которые позволили бы предвидеть столь внезапные и драматические культурные изменения.
Средние размеры мозга у обоих видов одинаковы и по всем своим физическим данным и навыкам неандерталец был ничуть не ниже Современного Человека.
Тем не менее, археологическая летопись отражает огромное культурное и интеллектуальное превосходство Современного Человека над неандертальцем.
После культурного взрыва, которым сопровождалось появление Современного Человека, технологическое и культурное развитие человека продолжалось, но в значительно более медленном темпе.
Затем, примерно 10 000 лет назад, произошел еще один скачок, еще более грандиозный. Это была целая цепь всеохватывающих культурных достижений, коснувшихся всех областей человеческого поведения.
Кумулятивное воздействие этих изменений буквально революционизировало человеческое общество. Совокупность этих многочисленных фундаментальных нововведений называют Сельскохозяйственной, или Неолитической Революцией. Это была революция столь широкого масштаба, что археологи считают ее основной вехой доисторической хронологии.
После эпохи Палеолита [Древний Каменный Век] следует эпоха Неолита [Новый Каменный Век].
Фундаментальные нововведения, связываемые с Сельскохозяйственной Революцией, включают в себя:
Начало обработки земли; Начало скотоводства; Развитие обработки металлов; Изобретение колеса; Зачатки письменности; Изготовление сосудов из обожженной глины; Начало выделки тканей; Хлебопечение, изготовление вина и молочных продуктов (сыра и масла); Изготовление музыкальных инструментов; Развитую архитектуру.
Все эти и другие культурные достижения способствовали формированию сложной социальной организации, которая вскоре породила первые города и, тем самым, цивилизацию (что буквально означает "создание городов"), какой мы ее знаем сегодня.
Грандиозный масштаб этого быстрого и фундаментального культурного развития подчеркивается во всех археологических исследованиях, посвященных этому периоду. Для иллюстрации приведу несколько цитат.
Таким образом, за 3-4 тысячи лет жизнь человека изменилась более коренным образом, чем за все предшествующие 250 000 лет. До Сельскохозяйственной Революции человек должен был проводить все свободное от сна время в поисках еды... Как только человек научился производить пищу и запасать ее впрок, он получил возможность селиться более многочисленными общинами...
И вскоре появились такие новшества, как открытие основных принципов механики, ткацкое ремесло, плуг, колесо и обработка металлов.
С поразительной быстротой произошел переход от палеолитического охотничьего общества к региональным общинам... окультуривание растений и приручение животных, возникновение оседлых землеобрабатывающих общин... развитие гончарного ремесла... очень скоро появились раскрашенные и расписные горшки... начали выделывать орудия труда и оружие из бронзы. Из пиктографических изображений развилась письменность; ремесленники производили множество разнообразных товаров... торговые центры превратились в города... Началась урбанистическая революция, мир человека преображался, зарождались первые цивилизации.
Появление культурных растений и домашних животных нередко называют Неолитической Революцией... С началом производства пищевых продуктов жизнь человеческого общества подверглась глубоким изменениям... возник новый образ жизни, деревенский; население увеличивалось... формы социальной организации все более усложнялись.
Приручение [животных] дало поистине революционные результаты – вместе с окультуриванием растений это был первый важнейший шаг к цивилизации.
Сельскохозяйственная Революция была важнейшим достижением нашего вида... С окультуриванием растений и приручением животных перед культурной эволюцией внезапно открылись широчайшие новые возможности.
Начали вырисовываться основные очертания сельскохозяйственной экономики... скотоводство и такие прогрессивные методы земледелия, как ирригация, вошли в систему сельского хозяйства... Этот процесс привел к поистине революционным результатам... столь стремителен был темп перемен в ключевых областях и столь далеко идущими были их последствия.
Примерно 10 000 лет назад были изобретено и распространилось земледелие... плотность населения невероятно возросла.
Земледелие и скотоводство появились по всему миру примерно в одно время. Технологический прогресс, овладение новыми материалами (такими, как металлы) и новыми источниками энергии (такими, как энергия ветра и воды)... Сравнивая изменения, произошедшие за последние 10 000 лет с теми, что произошли за предыдущие четыре миллиона лет, особенно ясно видишь ускорение человеческой истории.
Какова была причина Сельскохозяйственной Революции? Что дало толчок всем этим "бурным", "коренным", поистине революционным изменениям, которые так преобразили человеческое общество? Ответ гласит: никто этого, в сущности, не знает.
Почему человек, просуществовав сотни тысяч лет за счет охоты и сбора плодов, лишь сравнительно недавно усвоил иной образ действий – выращивание съедобных растений и разведение скота? Причины этого драматического шага вперед остаются спорными.
Весьма соблазнительно предположить, что произошло нечто, нарушившее привычный устой жизни, появился некий стимул, побудивший людей к работе на земле и к употреблению новых орудий труда. Что именно произошло, что это был за стимул – мы не знаем.
А сейчас, максимальное внимание к тому, о чём мы будем беседовать !. Теперь, когда мы познакомились с данными, собранными о человеке археологией, мы можем сопоставить библейский текст с тем, что говорит современная наука. Рассмотрим вопросы, поднятые в начале данной главы.
1. Археологическая летопись показывает, что появление Современного Человека сопровождалось серией беспрецедентных культурных изменений.
Перемены наступили внезапно -археологи говорят о «резком подъеме» культурного уровня, о «коренных изменениях».
И не только внезапными («без всяких предварительных признаков» ) были все эти события – все археологи, часто с изумлением, отмечают чрезвычайное многообразие нововведений, осуществленных Современным Человеком.
Они охватывают все области человеческого поведения, начиная с «более совершенных орудий», «поделок и украшений» и кончая длинным и внушительным перечнем "совершенно новых " технологий и изобретений.
Современный Человек, как отмечает научная литература, " интеллектуально во всех отношениях превосходит " всех предшествующих ему человекоподобных, демонстрируя « качественный скачок в умственных способностях », который указывает « на появление вида, обладающего современными бихевиористическими способностями ».
В свете вышеприведенной информации библейское утверждение, что человек был сотворен
"по образу Божию"
(1:27), может быть понято как ссылка на уникальные умственные способности, которыми одарен Современный Человек.
Эти способности помогли ему осуществить всю ту грандиозную совокупность культурных достижений, которая появляется столь внезапно и драматично в археологической летописи. Данные археологии безусловно доказывают уникальность Современного Человека.
Современный Человек продолжает свое шествие по пути культурного прогресса и по сей день. Единственный среди всех человекообразных, он исследует космические галактики и внутреннее строение атома.
Он изобрел средства для мгновенной связи со всем миром и электронные компьютеры, способные производить миллионы операций в секунду.
Нога человека ступает по лунной поверхности; человек делает пересадки сердца, с помощью генетической техники он создает новые живые организмы.
Человек добивается успехов в искусствах, в науках и во всех иных областях знаний
Человек подходит к созданию виртуальных,- себе подобных, пока скромно называя их - ИСКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЕКТ !!!
Все эти достижения – а список легко продолжить – характеризуют Современного Человека
Особое значение имеет тот факт, что Современный Человек несравненно превосходитсвоего ближайшего родича, вымершего Неандертальского Человека, в интеллектуальном и культурном отношении, хотя в физическом отношенииоба вида очень похожи
Они обладают одинаковыми средними размерами мозга, обоим присущи « та же осанка тела, та же сноровка, те же разнообразие и характер движений »
Ученые не находят объяснения колоссальному различию в интеллектуальных достижениях Современного Человека и неандертальца. Недоумение вызывает у них тот факт, что сравнение физических особенностей этих двух видов « не указывает на какие бы то ни было различия в способностях интеллектуального или бихевиористического порядка ».
В отличие от светского ученого, тот, кто верует в Б-га, находит объяснение уникальности Современного Человека -оно записано в Книге Бытия 1-27:
«И сотворил Б-г человека по образу Своему».
Как было отмечено ранее, в связи с появлением животных, выражение "Б-г сотворил человека" не подразумевает сотворение в физическом смысле (« чего-то из ничего »). Почти все традиционные еврейские комментаторы Библии поясняют, что, по отношению к человеку, глагол «творить» подразумевает сотворение уникальных интеллектуальных и духовных способностей, присущих людям.
Комментируя Бытие 2:7, все они – Раши, Саадия Гаон, Сфорно, Радак, Рамбан – подчеркивают, что превосходство человека над другими видами заключается в его знаниях, речи и интеллекте. Физически Современный Человек – вполне заурядное существо, весьма похожее на многие другие виды
Отметим, что слово "человек" (на иврите «Адам»)в библейской фразе «И сотворил Б-г человека» следует понимать как общее определение, относящееся ко всему современному роду человеческому, а не к одному конкретному человеку (Адаму).
Рассуждая на тему Бытия 1.26, Сфорно указывает, что на протяжении всего Шестого дня творения слово «человек» всегда « означает вид живых существ, называемых людьми » В этом же смысле, продолжает Сфорно, слово «человек» употребляется и в Бытии .
2. Появление Современного Человека сопровождалось подъемом культурных достижений Затем последовал долгий период постепенного технологического и культурного развития, и затем еще один внезапный, еще более драматический взрыв культурных нововведений, коснувшихся всех областей человеческой деятельности.
Этот второй культурный подъем, совершившийся всего несколько тысяч лет назад, археологи называют Сельскохозяйственной, или Неолитической, Революцией.
Эту сравнительно недавнюю "революцию" можно связать с библейскими словами о том, что Б-г благословил человека, повелевая ему
"наполнять землю и обладать ею"
(1:28). Все научные работы на тему Сельскохозяйственной Революции описывают обширные и внезапные перемены, коснувшиеся всех сторон человеческого общества (" жизнь человека менялась коренным образом " по мере того, как человек учился обладать землей, и « население грандиозно возрастало » по мере того, как человек наполнял землю).
Эта поразительная революция связана с началом выращивания съедобных растений и разведения домашнего скота, что « имело радикальные последствия ». Всеобъемлющая природа божественного благословения, данного человеку, отчетливо просматривается в описании событий, как их видят археологи.
Научные данные показывают, что " три или четыре тысячи лет назад жизнь человека изменилась более радикально, чем за все 250 000 лет, предшествовавшие Сельскохозяйственной Революции ". Таким образом, в данных археологии отражено исполнение божественной воли.
И в завершение, друзья мои,, ещё буквально несколько несколько слов.
Выражение « Б-г сотворил » появляется в первой главе Книги Бытия три раза. Эти слова в библейском тексте описывают три различных акта творения:
сотворение Вселенной
сотворение животной жизни
сотворение человека
Фраза " В начале сотворил Б-г " (1:1) означает сотворение мира посредством порождения первичного огненного шара ("Да будет свет"), с которого началось существование физического мира (большой взрыв). Это – единственный акт физического творения (творения ex nihilo},упомянутый во всей первой главе.Фраза
«И сотворил Б-г большие существа морские...»
(1:21) относится к первым живым существам.
Глагол « сотворил» обозначает в этом контексте акт наделения жизнью неживой материи, то есть превращения ее в нечто фундаментально новое.
Фраза " И сотворил Б-г человека " (1:27) относится к Современному Человеку. В этом контексте глагол "сотворил" обозначает наделение Современного Человека уникальными интеллектуальными и творческими способностями, которые поставили его особняком среди всех прочих видов животного мира.
Умственные способности человека неизмеримо превосходят умственные способности животных, качественно отличаются от них. В этом смысле человек является совершенно иным существом. Интеллектуальные способности человека позволили ему занять главенствующее место на нашей планете.
За исключением этих трех актов творения, все рассказанное в Библии о возникновении Вселенной может быть объяснено в свете известных нам законов природы.
Но этим трем актам, по крайней мере на сегодняшний день, научного объяснения нет.