Немногим менее года в нашей газете существует рубрика «Жди меня», в которой от имени одноименной программы мы ведем, в том числе и с вашей, уважаемые читатели, помощью, розыск уроженцев и жителей Адыгеи, которые по тем или иным причинам потерялись на просторах некогда единой страны. За это время нами было опубликовано несколько десятков объявлений о розыске, мы столкнулись с десятками историй людей, дорожащих своими корнями, близкими, друзьями или осознавшими необходимость восстановления утраченных связей. Каждая история интересна по-своему. Кто-то ищет своих близких годами, и, увы, — результата пока нет, а кто-то находится сразу.
Сегодня — одна из таких историй, которая показывает, насколько неисповедимы пути Господни и как причудливо порой складываются человеческие судьбы.
«Это мой папа пришел!»
Ейчанам Александру и Валентине Роженым судьба не дала испытать радость материнства и отцовства — приговор докторов был неумолим. Молодая пара очень переживала по поводу отсутствие своих крох, которые бы тянулись к ним с такими долгожданными словами: «Мамочка! Папочка!» Решение усыновить ребенка, а им по уговору должен быть непременно мальчик — сын, наследник, далось им нелегко. Начало пятидесятых — время непростое, по детским домам было еще немало послевоенных сирот, но молодая пара хотела взять именно малыша, чтобы он считал их своими настоящими родителями. Чтобы не возбуждать ненужных пересудов, они решили обратиться в детский дом Майкопа.
Когда приехали туда, директор пригласила их посмотреть детей до пяти лет, чтобы они смогли выбрать «своего», единственного. В одной из комнат воспитательница построила в ряд пять-шесть деток, которые с волнением ждали, что сейчас откроется дверь и войдут «их» мама и папа... Среди мальчиков оказалась одна девочка — с рыжими кудряшками и синими глазами, которая тоже очень хотела не «тетю» и «дядю», а своих родителей и, как все дети в этом возрасте, верила в чудо.
Едва Александр и Валентина вошли в комнату, именно эта девочка сорвалась с места и, подбежав к мужчине, обхватила его за коленку и громко произнесла: «Это мой папа, он пришел!» Александр и Валентина от неожиданности не могли вымолвить ни слова... А вскоре они уезжали из Майкопа с солнечным чудом по имени Светочка.
Где ты, мама?
Когда в наш адрес из программы «Жди меня» пришла заявка о поиске от Светланы Александровны Пархоменко из станицы Старощербиновской, на первый взгляд казалось, что история настолько запутанная, что вряд ли ответ найдется быстро.
Светлана Александровна написала, что с 2005 года разыскивает свою маму Шахидет Савбуковну Коблеву. «Когда умерли мои приемные родители, в семейном архиве я нашла свое настоящее свидетельство о рождении, по которому я являюсь Коблевой Светланой Амербиевной. Родилась я, как оказалось, в ауле Уляп Шовгеновского района. В 1957 году в трехлетнем возрасте меня удочерили Александр Алексеевич и Валентина Григорьевна Рожены. Хотелось бы что-нибудь узнать о маме или найти родственников по ее линии.. Приемным родителям я бесконечно благодарна за все, я не одна — есть двоюродные братья и сестры по их линии, но мама есть мама...»
Поиски мы решили начать с Хакуринохабля — там сейчас тоже живут Коблевы. Но день поиска ничего не дал — среди хакуринохабльских Коблевых Шахидет Савбуковну никто не знал..
Но в тот же день произошло маленькое чудо. Нам позвонила майкопчанка Залихан Юсуфовна Хейшхо.
— Моя девичья фамилия Коблева. Я сама родом из аула Большое Псеушхо и, кажется, знаю, кого именно разыскивают...
Надо ли говорить, что вскоре мы были у Залихан Юсуфовны дома, на улице Челюскинцев?
Залихан Юсуфовна рассказала нам, что давным-давно встречалась с Шахидет, правда, мельком. А когда училась в Кичмайской школе, даже жила у тети Шахидет, которая там же работала учительницей.
— Мы с Шахидет тоже родственницы, хотя и дальние, — говорила Залихан Юсуфовна. — У адыгов так принято издревле.
По ее словам, судьба Шахидет не сложилась с юности, жила она в Шенджии, Хакуринохабле, а потом в Майкопе. Что заставило оставить девочку в детдоме и кто был отец ребенка, Залихан Юсуфовна сказать затруднилась.
Это была реальная зацепка. Следы Шахидет уводили поиски в Лазаревский район. А Залихан Юсуфовна не переставала нас удивлять своей осведомленностью. Оказалось, что отец Шахидет Савбук Коблев (то есть дедушка С.А.Пархоменко) после смерти первой жены, оставшись с четырьмя детьми на руках, женился еще раз. Вторая супруга Кадишау тоже подарила ему четверых детей (все это братья и сестры Шахидет Коблевой). Возможное родовое древо Светланы Пархоменко разрасталось на глазах! Но и это было еще не все. Как выяснилось, одна из сестер Шахидет Коблевой стала мамой... Анзора Юсуфовича Нибо, нынешнего главного редактора газеты «Шапсугия». То есть он — двоюродный брат Светланы Пархоменко! В числе ее двоюродных сестер оказалась и известный в Адыгее юрист, бывший старший следователь городской прокуратуры с многолетним стажем Г.А.Коблева.
Возможно, есть и брат..
Позже, связавшись со Светланой Александровной Пархоменко (пока не сказав ей о том, что нам удалось узнать), мы услышали еще одну историю.
— Мне было двадцать два года, работала я тогда водителем трамвая в Краснодаре, — рассказала Светлана Пархоменко. — Каждые выходные на электричке ездила в Ейск, к родителям. Однажды в дороге я обратила внимание, что меня пристально разглядывает одна женщина. Мне стало даже как-то неуютно. Видимо, почувствовав это, она извинилась и обратилась ко мне:
— Девушка! У вас случайно нет брата?
Сердце у меня екнуло: к тому времени я знала, что я приемная дочь, но на эти темы с родителями мы не говорили. В голове мелькнула мысль: «Неужели?..»
— Нет, — ответила я. — Я одна у родителей, а почему вы спрашиваете?
— Ой, вы знаете, у меня на квартире живет парень, он заканчивает учебу в летном училище и на днях женится. Он похож на вас, как две капли воды — такой же рыженький. Правда, он адыгеец...
Я не знала, что ей ответить, но заинтересовалась, тем более сказала, что я приемная у родителей. Она написала мне свой адрес и пригласила прийти на свадьбу через неделю. Все эти дни я ходила сама не своя: родителям ничего не сказала, боясь их волновать. А за день до свадьбы порвала бумажку с адресом и никуда не пошла... Спустя годы, конечно, очень жалела об этом. Возможно, у моей кровной матери я была не одна? Кто знает...
Сердце позвало в горы
Спустя годы, изредка вспоминая об этом случае, Светлана Рожена вышла замуж за Анатолия Пархоменко. Жили дружно, пошли дети: Леся, Саша и Алина, которые, очень любили дедушку Сашу и бабушку Валю. Шестнадцать лет назад Анатолий Алексеевич ушел из жизни, за ним этот мир покинули и родители Светланы Александровны. Вот тогда и нашлось то самое свидетельство о рождении, с которого и началась эта история.
Узнав о том, что Светлана Александровна родственница А.Ю.Нибо, мы созвонились с ним и сообщили ему эту новость. Конечно, как и любой человек в этой ситуации, он удивился.
— В наше семье об этой девочке ничего не знали, тетя Шахидет мало общалась с нами, больше проживая в Адыгее, — сказал он и попросил время на раздумья и переговоры с родственниками.
А вскоре мы узнали, что у Светланы Александровны несколько десятков двоюродных и троюродных братьев и сестер в Лазаревском, Кичмае, родном ауле ее мамы Калеже и других местах на побережье. И еще больше племянников и племянниц.
Узнав об этом, Светлана Александровна была удивлена не меньше нашего. Но пришлось ее и огорчить: ее мама, Шахидет Савбуковна Коблева, нашла последний приют на старом аульском кладбище в Калеже всего несколько лет назад.
Но жизнь есть жизнь, и вскоре после телефонных переговоров между Старощербиновской и Лазаревским Светлану Александровну пригласила в гости многочисленная шапсугская родня.
Когда поезд подходил к перрону Лазаревского, Светлана Александровна была взволнована не меньше, чем в юности, когда услышала историю о парне-летчике, который мог быть ее братом. Рядом с ней был сын Саша, которому было интересно узнать, какие они — родственники, тем более высянилось, что по маминой линии он наполовину черкес...
— На вокзале нас встретили как дорогих гостей. А один из племянников, кажется, Рашид (не успела я еще всех запомнить по именам), узнал меня, еще когда мы выходили из поезда, и сказал, что я очень похожа на свою маму, — говорит Светлана Александровна.
А потом была дорога в горы — в теперь родной для нее аул Калеж. Многочисленная поросль Коблевых и ее веточки из других шапсугских родов устроили в честь возвращения Светланы Александровны и ее сына Александра настоящий черкесский джегу — с обильным застольем, песнями и зажигательными танцами.
— Я никогда не была в этих местах, но, зная теперь, что здесь жили мои предки, моя мама ходила по этим улочкам, спускалась к речке, поднималась в горы, я ощущала, что это все — тоже частичка меня, — рассказывала позже она.
Под стать ей и сын Саша — он с первых минут влюбился в эти прекрасные края и тут же, пообщавшись со своими родственниками, уже решил:
— Я буду жить здесь!
Все лето он гостит в Лазаревском районе, Светлана Александровна даже волнуется немного:
— Вот скоро поеду в Калеж снова, постоянно созваниваемся с родней, зовут на море, надо побывать и на могиле мамы. А сын и не хочет возвращаться, говорит, что найдет себе невесту, обязательно черкешенку, ребята учат его понемногу черкесскому языку..
А в Ейске рядом со Светланой Александровной дочери — Леся и Алина, любимые внуки Артемка, Никита, Егорка и Изабеллочка, которые тоже совсем скоро узнают, что и в них есть частица крови черкесского народа, а горные ущелья по берегам реки Шахе и синева Черного моря — это тоже их родина.
Остается добавить, что встреча Светланы Коблевой-Роженой-Пархоменко со своей родней стала толчком для рождения новой традиции: ежегодно 1 мая род Коблевых будет проводить родовое джегу. Чтобы не терялись и не увядали больше его веточки.
А сама Светлана Александровна, бесконечно благодарная всем, кто помог ей восстановить свои корни, вторит ведущему программы «Жди меня» И.В.Кваше: «Ищите друг друга и ждите, несмотря ни на что!» и все-таки хочет попытаться найти теперь уже своего брата. Почему-то верится, что они тоже встретятся.
Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.
НА СНИМКЕ: С.А.Пархоменко со своими дочерьми.
Тембот! Специально, для тебя.Может что-то поймешь.. Хотя вряд ли...
>> Ну от некоторых моих визави здесь не разит - ВОНЯЕТ! Приходится, сдерживать приличия.. quoted2
>извини, но твои соплеменники так гадят здесь, что приходиться постоянно подчищать. quoted1
Не извиню. Ты бы за своими так бы подтирал, да и за собой тоже, тогда бы тебе кто-то поверил, что ты у нас "толераст" и за "дружбу народов". А так, все как описал один пользователь выше..
>>> Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение: >>>> Возвращение дочери шапсугов >>>> >>>> Тембот! Специально, для тебя.Может что-то поймешь.. Хотя вряд ли...
>>>
>>> Почему же, не пойму? Хорошая история. >>> У моих родственников, также нет своих детей, усыновили двоих русских - девочку и мальчика. quoted3
>>Как я и ожидал - не понял.. Ну да ладно.. quoted2
> > Ты без того, чтоб унижать, общаться не можешь? quoted1
А где тут унижени??? Такой вопрос тебе и твоему карачаевскому другу могу задать и я!!
Насчет "не понял" - объясняю. Я эту статью привел не для того, чтобы ты сделал выводы, о том, вот, мол и адыги русских детей усыновляют, и тут нет ничего удивительного. Я это и без тебя знаю. А для того, чтобы ты подумал, насколько переплетены бывают людские, чтобы делить людей на "хороших и обиженных черкесов" и на "плохих оккупантов-русских".
> Насчет "не понял" - объясняю. Я эту статью привел не для того, чтобы ты сделал выводы, о том, вот, мол и адыги русских детей усыновляют, и тут нет ничего удивительного. Я это и без тебя знаю. А для того, чтобы ты подумал, насколько переплетены бывают людские, чтобы делить людей на "хороших и обиженных черкесов" и на "плохих оккупантов-русских". quoted1
Олекса, в моем роду, таких историй штуки три будет, не менее. И думать мне на эту тему не нужно, тут все понятно и так. К тому же, я никогда не делил все на черное и белое, и в том и другом полно разных оттенков.
> Олекса, в моем роду, таких историй штуки три будет, не менее. И думать мне на эту тему не нужно, тут все понятно и так. К тому же, я никогда не делил все на черное и белое, и в том и другом полно разных оттенков. quoted1
Ну допустим не совсем так было, но слава Богу, что подобные мысли есть.
Сирийские черкесы – информация из первых рук. Новая болевая точка Кавказа 01.03.2013 г.
Уважай Кавказ, посети нас!
Гражданская война в Сирии разгорается всё сильнее, Сочинская Олимпиада всё приближается, позиция российских властей в отношении репатриации черкесов Сирии на Кавказ становится все непреклоннее и все громче звучат требования черкесов РФ, Турции и Запада к Москве не только разрешить, но и обеспечить массовую репатриацию. То есть, проблема возвращения черкесов Сирии на историческую Родину гарантированно превращается в еще одну болевую точку Северного Кавказа.
А как положение дел выглядит с точки зрения самих сирийских черкесов? Мой собеседник сегодня - Басель Гыш, 37 лет, недавний репатриант, уроженец Сирии, с осени прошлого года живущий в Майкопе, столице Республики Адыгея.
Авраам Шмулевич - Каково было положение черкесов Сирии до войны?
Басель Гыш - Во времена османского или французского правления в Сирии образ черкеса более всего ассоциировался с армией. В независимой Сирии черкесы начали терять этот образ начиная с 60-х годов 20 века. Они были очень быстро вытеснены алавитами, которые практически заняли все посты в армии. И к моменту начала сирийской революции в сирийской армии высокопоставленных офицеров-черкесов было очень мало, их можно подсчитать на пальцах одной руки.
Но, с другой стороны, черкесы хорошо влились в экономическую и социальную жизнь Сирии. Многие стали известными врачами, режиссерами и высококвалифицированными специалистами, известными не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке. Примеров очень много.
Но островки компактного проживания черкесов в сирийских городах растворялись быстро на фоне быстрорастущего население Сирии. И количество чисто черкесских кварталов, дворов и районов становилось все меньше и меньше.
Большинство черкесских поселений в Сирии практически не развивались из-за сложности введения сельского хозяйство. Земли, на которых основывались большинство черкесских поселений, находились в восточном направлении от всех городов, т.е. в направлении пустыни. И османы изначально предназначали эти поселения как защитные точки от бедуинских набегов.
Сирийские правительства не признавали черкесов как национальное меньшинство, и всех черкесов записывали как арабов-сирийцев с исламом как вероисповеданием. Многим, особенно жившим в городах, изменили фамилии на арабские. Сирийские власти не потратили ни одного сирийского фунта на развитие черкеской культуры или языка.
Единственной организацией, которая могла говорить от имени черкесов Сирии, было "Черкесское благотворительное общество (Хасэ)". Это организация, которая полностью находится под контролем сирийских спецслужб, и практически ведущая анти-черкескую деятельность. Например, открытую пропаганду против репатриации черкесов на Родину. И, не смотря на это, "Черкесское благотворительное общество (Хасэ)" Сирии является членом Международной черкеской ассоциации.
Авраам Шмулевич - Как развивались события с началом войны? Каково было положение черкесов?
Басель Гыш - Кого-то война затронула с самого начало, а кого-то только несколько месяцев назад. Крупномасштабные военные действия начались в Сирии в августе 2011. И примерно до конца мая 2012 только черкесы, жившие в г. Хомсе и его окрестностях, испытывали катастрофическое положение. Хотя взрывы, выстрелы и перестрелки были по всей Сирии. Однако, в начале лета 2012г. ситуация резко ухудшилась, повстанцы взяли под контроль большую часть г. Алеппо, начали активно наступать в пригородах Дамаска. Армия Асада зверским образом подвергала территории, где могли находиться повстанцы, или даже территории, которые могут считаться не лояльными Асаду, жесточайшим артиллерийским обстрелам. И использовала даже военную авиацию. Именно она убивала и продолжает убивать больше всего людей. А осенью и последние спокойные черкесские поселения в провинции Кунейтра на границе с Израилем сильно пострадали. Когда сирийская армия под носом у наблюдателей ООН вошла в зону разъединения на границе с Израилем и начала бомбить села Бир-Ажам и Барека. Очень много черкесов покинули Сирию. Многие уехали в Иорданию и Турцию, небольшое количество в Россию.
Авраам Шмулевич - Расскажите вкратце о том, кто и с кем воюет в Сирии?
Басель Гыш - С одной стороны: т.н. Сирийская правительственная армия и отряды "Шабиха" (незаконные формирование воюющих на стороне Асада)
С другой стороны: разрозненные отряды повстанцев. Многие из которых выступают под единым командованием Сирийской Свободной Армии. Также есть отряды, которые несут очень радикальные исламские идеи.
Авраам Шмулевич -Какую сторону, в основном, поддерживают черкесы?
Басель Гыш - Черкесы Сирии в большинстве никого не поддерживают. Хотя, как и любой нормальный житель Сирии, не испытывали особой любви к диктатору, во время правлении которого процветала коррупция, безработица, клановость, и т.д. Есть небольшое количество, кто воюют за Асада. Есть небольшая группа, кто в составе повстанцев.
Авраам Шмулевич -Считается, что за Асада воюют Алавиты и христиане. Так ли это?
Басель Гыш - Алавиты (даже живущие в Ливане, Турции) в подавляющем большинстве поддерживают Асада.
За годы правление Асадов (отца и сына) почти половина христиан Сирии уехали навсегда из страны. У них не было каких либо преимуществ перед другими в Сирии. И процент христиан воющих и поддерживающих Асада очень не велик.
Басель Гыш - Я бы сказал, что половине близок традиционный ислам - 50 % не очень религиозные. Я на это всегда обращал внимание. И как-то своими наблюдениями старался это определить. Очень много черкесов входили в коммунистические партии Сирии существовавших в 60-80 годах прошлого века. Сирийские черкесы сохранили народный танец, культуру общение парня и девушки, и много других традиций, не вписывающихся в исламскую культуру.
Авраам Шмулевич - А что из себя представляет сирийский ислам? Есть ли там деление на тех, кого в РФ принято называть исламистами, ваххабитами и на тех, кого называют традиционный ислам? И к какой группе принадлежат черкесы? Много ли среди них исламистов?
Басель Гыш - Сирия - очень разнообразная страна в этом плане. В ней есть очень много течений ислама и других религий. Которые сотни лет уживались вместе.
На момент когда я покинул (октябрь 2012) Сирию, я никогда не чувствовал наличие серьезного опасного исламского радикализма. В некоторых городах Сирии, например Хама или Идлиб, чувствуется религиозность людей, и то, что на улицах вообще нет женщин с открытыми головами. Но это еще очень далеко от ваххабизма. Среди черкесов исламизм никогда не были популярен. И прежде всего потому, что он не вписывается в черкесскую культуру. Это доказывает и отсутствие черкесов среди "Братьев- мусульман" - самого большого исламского движения Сирии. Также, среди мулл и религиозных деятелей самым популярным и уважаемым для черкесов Сирии является Джаудат Саид, который пропагандирует весьма традиционный ислам, и выступает против насилия.
Авраам Шмулевич – Какие отношения были и есть у черкесов и арабов?
Басель Гыш - Когда черкесы не по своей воли в конце 19 века попали в Сирию, у них было много проблем с арабами, особенно с бедуинами и друзами. Но, черкесы смогли устоять. Затем черкесы воевали в составе французских сил в Сирии. И черкеский батальон был одним из самых грозных орудий французов в Сирии. Но я не думаю, что это вспомнится когда-нибудь. Мне сложно сказать, вспомниться ли это когда-нибудь. Скорее всего, нет. Но на Ближнем Востоке все бывает.
Авраам Шмулевич – Как черкесы Сирии относятся к Израилю? Есть ли отличия в отношении к Израилю между черкесами и остальными этническими группами?
Басель Гыш - Все они живут в Сирии и находятся под информационным потоком арабского медиа пространства. Поэтому в целом у всех Израиль вызывает негатив. Но на фоне кровавых военных действий, что происходят сейчас, об этом негативе мало кто вспоминает. Конечно у христиан, он чувствуется меньше, чем у остальных. Что касается черкесов, то, думаю, в этом плане они самые категоричные. Израиль разогнал самое большое место компактного проживание черкесов в Сирии в 1967 на Голанах, сирийская армия отступила за несколько дней до прихода израильской. Израиль оставил несколько дурзских и арабских сел, но ни одному черкесу на Голанах не разрешили остаться. Также молчание Израиля прошлой осенью, когда сирийские танки перешли линии зоны разъединения на границе с Израилем, и уничтожение двух черкесских сел на глазах у Израиля вызывает много вопросов.
Авраам Шмулевич – Я читал, что черкесы покинули Голанские высоты уже после окончания военных действий и по приказу из Дамаска, что Израиль разрешал им остаться, как и друзам.
Басель Гыш - Рассказы наших отцов, тетушек, дядьев говорят именно о том, что израильская армия в 67-м не позволила им остаться. Неужели все черкесы бы ушли по приказу из Дамаска, и даже один не остался бы?
Авраам Шмулевич – Какое сегодня положение с репатриацией на Кавказ?
Басель Гыш - 300 человек вернулось в Адыгею и 300 человек в Кабардино-Балкарию из 100 000 (а по другим оценкам и 150 000) сирийских черкесов. Тут цифры говорят сами за себя. Власти создают только видимость репатриации. Таким образом избегая общего черкесского народного гнева и используя момент с "оттоком" черкесов и других национальных меньшинств (например армян) из Сирии как аргумент в поддержку Асада в "его борьбе" против исламистов, способных истребить все нац. меньшинства Сирии. Черкесы Сирии приезжают в Россию на общих основаниях, без каких либо льгот или специальных программ. И тем самым страдают от затянутости оформлении, больших цен на оформление, коррупции чиновников Российских посольств и консульских центров, которые отправляют людей на оформление в какие-то частные фирмы, и т.д. Приглашение для получения визы оформляется 6-8 недель, потом оригинал присылается в Сирию 1-2 недель, оформление визы и легализация бумаг требуемых с российской стороны 1-2 неделя. Т.е. от момента начало действий до момента получение визы – около 3 месяцев. От приезда в Россию до получения РВП – 2-3 месяца. Т.е. полгода целая семья должна бегать и оформлять бумаги. Если добавить к этому большие финансовые затраты, требуемые на переезд, особенно если это касается целых семей, отсутствие каких либо программ по адаптации и ограничения по квоте на выдачи РВП, то можно сделать вывод, что процесс репатриации практический невозможен.
Но, с другой стороны, не все черкесы Сирии хотят вернуться. Некоторые хотят на Кавказ только чтобы быть дальше от войны. Но таких меньшинство. Черкесы Сирии никогда не разрывали культурную и духовную связь с Родиной. И большинство просто мечтали вернуться на Родину предков, это особенно касается молодого поколение.
Авраам Шмулевич – Среди изгнанников с Кавказа, попавших в Сирию, были не только черкесы. А что сегодня из себя в этническом плане представляют "черкесы" Сирии?
Басель Гыш - Всех выходцев с северного Кавказа называют "черкесами". Потому что черкесов среди них больше всего. Около 90%.
Затем идут абхазо-абазины (абаза) около 5-6 тыс, затем дагестанцы 1-2 тыс, затем чеченцы, карачаево-балкарцы, осетины - каждая из этих групп меньше, чем 1 тыс.
За редким исключением, никто кроме черкесов не сохранил свой язык. Многие приняли и используют черкесский язык (особенно те, кто жил на Голанских высотах). К смешанным браком между сирийскими северокавказцами большинство относиться спокойно. Но есть и черкесские семьи, кто более категоричен в этом плане.
Авраам Шмулевич - А есть ли в Сирии абхазы, которые сохранили свою этническую идентичность?
Басель Гыш - В Сирии есть несколько абхазских семей, которые сохранили и язык и обычаи, но их очень немного. Пара десятков, максимум, лично я знаю 3-4, чтоб и языком владели. На много легче найти абхаза, владеющего черкесским. В Сирии не было чистых абхазских поселении, они всегда жили рядом с черкесами.
Авраам Шмулевич - Многие из тех русских экспертов и чиновников, кто выступают против репатриации черкесов, говорят, что сирийские черкесы, по сути, уже не кавказцы, а арабы, что они сильно ассимилированы и арабизированы, чужды российской ментальности, что, если большое их количество поселится на Кавказе, это вызовет межнациональное напряжение, и между репатриантами и русскими и даже между репатриантами и российскими черкесами. Как вы это можете прокомментировать?
Басель Гыш - О мнении российских экспертов: Практический 90% сирийских черкесов старше 50 лет прекрасно говорят на черкесском языке, и живут, прежде всего, по законом черкесского этикета. Среди молодых процент сохранения языка гораздо меньше. Но культурное чувство идентичности еще очень сильное, и говорить об арабизации просто смешно. Сирийские черкесы, даже дети, говорят на арабском со специальным говором (акцентом), внешний вид сирийского черкеса легко отличим от араба. Доля межнациональных браков черкесов Сирии остается невысокой, и неугрожающей. Еще такой момент: с момента распада СССР в 1991 и до начало войны в Сирии на Родину вернулись около 1000 репатриантов из Сирии, Иордании и Турции. И давайте посмотрим какие же проблемы создали эти 1000 репатриантов: - создали около 1000 рабочих мест. (т.е. столько же рабочих мест, сколько их самих) - никаких серьезных проблем с законом - очень хорошо интегрировались с местным населением. К сожалению, у меня нет статистики по бракам между репатриантами и местными. Но уверен, что проценту разводов и других социальных проблем сирийских и местных черкесов могла бы позавидовать вся Россия.
Авраам Шмулевич – Откуда Вы знаете русский?
Басель Гыш - Я учился в России. Долго учился, и хорошо знаю и Россию, и много раз вовремя учебы посещал и Майкоп и Нальчик.
Авраам Шмулевич – Как Вы смогли репатриироваться на Кавказ?
Басель Гыш - Мне приехать было чуть легче, чем остальным. Я всегда хотел вернуться, но из-за работы мне пришлось уехать в Сирии. И тогда студенту получить РВП или Вид на жительство было невозможно по закону. Мне знакомые помогли, и я получил приглашение из РФ. Приглашение ждал около 3 месяцев. Потом оказалась ошибка в имени дочери, и пришлось еще два месяца ждать и переоформить приглашение. Потом получили визу.
Авраам Шмулевич – В чем отличия в ментальности сирийских черкесов и черкесов Кавказа?
Басель Гыш - Конечно, ментальность отличается. 150 лет жизни в разных культурах сделали свое. Сирийские черкесы, все-таки, получили некоторую реформацию своих обычаев, при этом сохранив все по-немногу. - кавказские черкесы менее реформированы, но потеряли больше (я имею ввиду обычного народа, а не дома у кавказоведа).
Авраам Шмулевич – Когда репатрианты из Сирии приезжают на Кавказ - что их больше всего поражает?
Басель Гыш - Тут вопрос, конечно, зависит от конкретного человека... но общие беды России всем известны. Очень поражает бюрократия. Например, надо пройти медкомиссию, чтобы получит справку, необходимую для оформление РВП. Так вот, ни один врач не смотрит, просто тупо все ставят штампы. Целый день в очереди стоят просто ради ничего не значащей подписи и штампа. Это как пример.
Поражает невежливость гос. работников... поражает, что никто не занят высокотехнологичным трудом. Жену поражает, что на английском никто ни слова не говорит.
Авраам Шмулевич – Почему вы считаете, что власти Российской Федерации должны вообще предоставлять черкесам Сирии какой-то особый режим репатриации, как-то им помогать?
Басель Гыш - 1 - Большинство черкесов живут за пределами исторической Родины. И они всегда будут смотреть в сторону этой Родины. Если черкесы поймут, что современная Россия им не союзник, то они будут искать других союзников. Можно даже сказать, что их может кто-то использовать . 2 - Диаспора черкесская получила огромный опыт, и ее возвращение в массовом порядке даст толчок (во всех планах) развитию всего Северного Кавказа добавим сюда же и то что диаспора создаст религиозный баланс - иммунитет от радикализма.
— Мы с королем договорились, — хвастался сидящий на верблюде молодой бедуин, — что уйдем из Петры, а взамен получим право всем здесь торговать. Потому что это все наше!
Речь шла о делах давно минувших дней, когда этого парня и в проекте еще не было. Сорок лет назад иорданские власти решили превратить Петру в археологический парк, но столкнулись с неожиданной проблемой: что для одних национальное достояние, для других — дом родной. Небольшое арабское племя издавна обитало в рукотворных пещерах Петры. Пока счет желающим посмотреть на древний скальный город шел на единицы, с этим можно было мириться, но нельзя же допустить, чтобы кто-то жил в главном туристическом объекте страны!
— Я иногда ночую в своей пещере, когда устаю и домой неохота, — продолжал свой монолог погонщик.
Специально для «пещерных жителей» неподалеку был уже построен за государственный счет поселок (в подобные заселяли и бедуинов-кочевников). Но обитатели Петры категорически отказывались переезжать. Не то чтобы они так дорожили своими лишенными комфорта жилищами, просто не хотели терять единственный источник дохода. Они покинули Петру в 1973 году, лишь когда в придачу к бесплатному жилью выторговали для себя и своих потомков эксклюзивное право вести на территории археологического памятника бизнес — торговать сувенирами, возить туристов на верблюдах и ослах.
— Ну так что, прокатишься? Всего пять динаров!
Наконец, утомившись со мной общаться, парень развернул своего горбатого скакуна и направился в поисках более сговорчивой жертвы, время от времени издавая трубный зов: «Camel ride!» Профессиональный бедуин уже далеко ускакал по ущелью, а я все обдумывал его историю. Поразила меня, скажем так, монаршая справедливость: в иной стране это племя полиция просто выкинула бы в одночасье на улицу, для порядку настучав по особо упрямым головам. И еще эта история показывает, насколько важную роль играют племенные интересы в Иордании: с ними приходится считаться самому королю.
***** Амманский клуб «Аль-Ахли» больше всего напоминает образцово-показательный провинциальный дом культуры советских времен: спортивные секции, музыкальные кружки, фольклорные коллективы, помещения для торжеств.
Это самое старое в Иордании заведение такого рода, оно существует с 1944 года. Сейчас «Аль-Ахли» почти пуст, поскольку его футбольная команда играет где-то на выезде, и мы с несколькими застигнутыми на работе сотрудниками пьем чай под рассказ о многочисленных достижениях местных спортсменов, артистов и танцоров.
— Двадцать пять лет этот язык не слышал, — на второй чашке чая неожиданно заговорил по-русски доселе молчавший крупный седоватый мужчина, как потом выяснилось, тренер баскетбольной команды.
— А ты откуда, парень, из Москвы? Наверно, для порядка следовало удивиться. Но к этому моменту я уже знал, что немало иорданцев имеют дипломы советских вузов. Согласно кивнув в ответ, я поспешил уточнить:
— А вы где учились?
— На спортфаке в Нальчике, — улыбнулся Нальбий. — На земле предков. Я кабардинец.
Ученики школы имени принца Хамзы бин Хусейна гоняют в футбол на фоне изображения черкесского флага. Это единственная в Иордании школа, где преподают адыгейский и кабардинский языки. Оба языка обрели современную письменность только в 1920–1930-е, неудивительно, что большая часть учебников здесь советские.
В Иордании сейчас живут почти 170 000 черкесов, как собирательно именуют здесь кабардинцев, адыгейцев и представителей других родственных им этносов. Но они никогда не были нашими соотечественниками, и большинство видело Кавказские горы только по телевизору. Они потомки мухаджиров — горцев, эмигрировавших в Османскую империю полтора века назад, по окончании Кавказской войны.
В конце 1850-х, пытаясь усмирить народы Северо-Западного Кавказа, русские власти поставили горцев перед жестким выбором: либо отправляться на равнины Кубани, либо вовсе покинуть территорию Российской империи. Эту идею охотно поддержал и Стамбул: хотя период наибольшего могущества Порты давно миновал, она все еще претендовала на лидерство в исламском мире и потому готова была сыграть роль защитника правоверных. К тому же турки не сомневались, что им еще предстоит столкнуться с русскими на поле боя, и опытные черкесские воины могли пригодиться.
Власти обеих империй не учли одного: масштабов переселения. Никто попросту не представлял численности всех этих шапсугов, темиргоевцев, абадзехов, бжедугов, кабардинцев, шахгиреевцев. И уж тем более никто не ожидал, что десятилетиями сопротивлявшиеся русской экспансии горцы — раз уж их все равно сгоняют с родных пепелищ — в массовом порядке выберут берег турецкий.
Как бы то ни было, в 1862 году вышло постановление Кавказского комитета о переселении горцев, и механизм депортации был немедленно запущен. И сразу же стал давать сбои, обрекшие на неудачу попытки провести всю операцию «цивилизованным» образом. Так, турки вдруг заявили, что ждут у себя беженцев не раньше мая 1864-го и не более 5000 семей в год. Вскоре во временных лагерях на Черноморском побережье Кавказа скопились сотни тысяч человек. Многие так и не дождались посадки на корабль: погибли от голода и болезней. Тем не менее только за 1864–1865 годы в Османскую империю переселились около 250 000 человек. На турецком берегу их снова ждали карантинные лагеря.
***** Глядя с высокого холма Цитадели — исторического центра иорданской столицы — на раскинувшийся вокруг гигантский город, трудно поверить, что первые черкесские поселенцы из народа шапсугов прибыли в 1878 году на голое место. Стоявший здесь уже более двух тысяч лет город, известный в разные эпохи как Раббат-Амон, Филадельфия и Амман, был заброшен. Переживший не одно завоевание — его захватывали ассирийцы, персы, македонцы, набатейцы, римляне, арабы, турки, — он в конце концов был уничтожен землетрясением. На его руинах черкесам пришлось основать новый город, пусть и носящий древнее имя.
Впрочем, на заре своей второй юности Амман (как и остальные черкесские поселения — Вади-Сир, Джерах) был скорее деревней — основным занятием его жителей оставалось сельское хозяйство. Но именно этой деревне суждено было стать столицей Трансиордании, появившейся на карте мира после Первой мировой войны.
Стараниями Лоуренса Аравийского и не столь знаменитых его коллег арабы выступили вместе с англичанами против Османской империи. Обещанной независимости, правда, они не обрели — отделившиеся от Турции земли попали по большей части под управление тех же англичан. Но предводители Арабского восстания — представители династии Хашимитов, столетиями правившей Меккой, — получили от Великобритании свои наделы. Так, Абдалла ибн Хусейн стал эмиром Трансиордании, правда, под присмотром англичан, но зато с финансовой поддержкой.
На этих землях он был чужой, и потому отчаянно нуждался в союзниках среди местных племен. А поскольку Арабское восстание привело к росту национального самосознания, в том числе и у иорданских бедуинов, черкесы решили не дожидаться неприятностей. В ноябре 1920 года предводители общин Аммана, Вади-Сира и других окрестных деревень поклялись в верности новому правителю.
Едва ли не первым результатом нового союза стало появление у короля личной охраны из 40 черкесов. И хотя три десятилетия спустя Абдалла I погиб во время теракта у входа в иерусалимскую мечеть Аль-Акса, черкесы не утратили доверия иорданских правителей, благо с тех пор у королевской службы безопасности осечек не было.
Черкесская гвардия существует и по сей день — на официальных дворцовых приемах в кадр регулярно попадают мужчины в национальной одежде, при газырях и кинжалах. По большей части это потомки первых стражников, хотя в наши дни в королевскую охрану могут попасть представители и других семей. Однако нынешнюю роль черкесской гвардии не стоит переоценивать.
— На самом деле черкесы составляют сейчас лишь небольшую часть службы безопасности короля, — поясняет генерал Халед Фуад Жемуха, специальный помощник начальника генштаба, по национальности кабардинец. — В черкесской гвардии полтора десятка человек, и ее существование скорее дань традиции.
Но какова бы ни была реальность, существование этого подразделения — предмет гордости кавказской диаспоры (да и их соплеменников в России, кстати). Здесь любят повторять, что черкесы в Иордании всегда были опорой королевской власти.
На первых порах это действительно было так. Во времена Абдаллы I и первых его наследников черкесы занимали высокие посты в иорданской администрации — вплоть до поста премьер-министра, — в спецслужбах, в армии. Черкесские подразделения составляли одно время треть вооруженных сил страны.
Впрочем, королевскую семью с черкесами связывали и неформальные отношения.
— Моя тетя, сестра отца, кормила короля Хусейна, если хочешь знать, — заявляет Зивар Нагер, секретарь Черкесского благотворительного общества. — Первая его кормилица. Получается, король мой родственник в некотором смысле.
Из окон одного из немногих сохранившихся в столице Иордании черкесских зданий открывается вид на Шапсугскую улицу — здесь зарождался современный Амман
Забыть по собственному желанию
Сегодня не больше пятой части молодых черкесов владеют языком своих предков. Притом что мухаджиры и их потомки практически не смешивались с местным населением (браки с арабами были довольно редки), а черкесы из разных народностей прекрасно понимают друг друга. Фактически они говорят не на разных языках, а на диалектах одного — черкесского. Причина утраты языка предков проста. В период, когда черкесы из земледельцев превращались в урбанизированный класс, в диаспоре было распространено мнение: если дети будут говорить на родном языке, они не выучат арабский, а это отрицательно скажется на перспективах сделать карьеру. В результате даже в поколении нынешних 60-летних черкесов уже не все знают родной язык. Например, на заседаниях Черкесского благотворительного общества говорят по-арабски, чтобы все могли понимать друг друга. Ситуацию, похоже, уже не исправить. В общинных центрах, таких как клуб «Аль-Ахли» и Черкесское благотворительное общество, есть языковые курсы, но этого явно мало. На всю Иорданию существует только одна черкесская школа — имени принца Хамзы бин Хусейна. Она частная, и хотя стоимость обучения в ней не очень велика , далеко не каждая семья может себе позволить такие расходы. Но главное — в соответствии с местными законами черкесские языки можно преподавать только факультативно. Так что на изучение кабардинского или адыгейского языка в школе отводится всего два занятия в неделю.
***** Черкесское сообщество разбогатело в одночасье. И благосостоянием своим оно обязано не столько монаршим милостям, сколько Израилю. С образованием этого государства в Иорданию хлынули палестинцы: часть не пожелала оставаться на еврейской земле, часть населяла оккупированную Хашимитским королевством территорию Западного берега реки Иордан. Внезапное прибавление населения спровоцировало астрономический скачок цен на недвижимость, и черкесы стали распродавать свои земельные наделы под застройку. Представители самых знатных родов, в свое время получившие от короля в собственность не занятые под сельское хозяйство земли вокруг города, сколотили значительные капиталы. Недаром черкесы приняли участие в основании Центрального банка Иордании и до сих пор владеют изрядным пакетом его акций.
А когда в результате Шестидневной войны Иордания лишилась Западного берега и в страну хлынули очередные беженцы, последние остававшиеся в центре Аммана черкесы предпочли продать свои невероятно взлетевшие в стоимости дома, чтобы перебраться в районы потише.
— В Старом городе от черкесов почти ничего не сохранилось, — говорит мне кабардинец Нарт, врач лет сорока. — Все снесено и застроено заново. Остались только названия. Улица Мухаджиров, Шапсугская.
Черкесские строения сейчас обнаружить можно только в Вади-Сире — некогда отдельном поселении, ныне фактически ставшем частью Большого Аммана. В центре же столицы удалось отыскать лишь один дом с характерными для кавказской архитектуры чертами. В нем сейчас устроено ателье, на вид не слишком процветающее. Зато администратор с гордостью заявляет, что зданию — «да-да, дом черкесский!» — 120 лет.
— Сколько? — переспросил меня гид, с которым я делился впечатлениями. — Если правда, то это едва ли не самое старое здание в городе. Если не считать, конечно, развалин в Цитадели.
Мечеть Абу-Дервиш в Аммане иногда называют «шахматной». Но у нее есть и еще одно неофициальное название: «черкесская». Мечеть построена в начале 1960-х на средства разбогатевших черкесов
Последняя надежда султанов
По воле турецкого султана Абдул-Хамида II на исходе XIX века мухаджиры расселялись по всему Ближнему Востоку (черкесские диаспоры ныне существуют в Сирии, Ираке, Израиле). Это была отчаянная попытка удержать регион под властью Османской империи. На землях, занятых кочевниками-бедуинами, необходимо было основать поселения, организовать административное управление и полицию... К тому же из-под власти Стамбула одна за другой выходили балканские страны, которые обеспечивали Османскую империю продовольствием. Так что турки нуждались в развитии сельского хозяйства везде, где это было возможно. Конфликт черкесов с бедуинами не заставил себя ждать. В диаспоре помнят о самом известном столкновении, которое произошло в 1900 году, после того как кочевники похитили в Аммане черкесскую девушку. Но истинной причиной этого и других конфликтов была борьба за важнейший в этих землях ресурс — воду, необходимую черкесам-земледельцам. ...
Черкесский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета. Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем территориям, которые выражают желание присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию.
Статья 1
Черкесия является неделимой, светской, демократической, социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, пола, расы или религии. Она уважает все вероисповедания.
РАЗДЕЛ I О суверенитете
Статья 2
Язык Республики – черкесский (адыгэбзэ).
Национальная эмблема - одноцветный флаг зеленого цвета, три перекрещенные стрелы в центре флага, желтого цвета, двенадцать пятиконечных звезд желтого цвета, расположенных в верхней части флага. Девять звезд расположены полукругом, три расположены над наконечниками стрел.
Девиз Республики - "Свобода, Равенство, Братство".
Ее принцип: правление народа, народом и для народа.
Статья 3
Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума.
Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление.
В соответствии с положениями Конституции выборы могут быть прямыми или косвенными. Они всегда являются всеобщими, равными и тайными.
В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние черкесские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
1.1. Мы, черкесы - Нация Государства Черкессия декларируем здесь свою полную независимоть от какой-либо прочей нации и государства.
1.2. Являясь потомками изгнанных и захваченных, во время вторжения и оккупации, в плен Российской Империей коренных жителей Северо-Западного и Центрального Кавказа, ветвей некогда единого Кавказского народа – черкесов (абаза, адыгэ, алан/къарачай-малкъар), мы провозглашаем за собой исключительную приверженность Северокавказскому Государству Черкессия. Где бы мы ни проживали и как бы долго срок нашего изгнания не длился.
1.3. Следуя духу чести, международным правовым актам и неписанному моральному кодексу поведения известному как Абаза-Адыгэ Хабзэ, Алан/Къарачай-Малкъар Адет мы признаем лишь демократический путь в восстановлении целостности черкесской нации, восстановлении и последующем функционировании государственности Черкессии.
II. ТЕРРИТОРИЯ
2.1. Административные единицы созданные и перекроенные на Кавказе управленческим аппаратом соседнего недружественного государства, в пределах территорий временно оккупированной Черкессии: Краснодарского Края (по левому берегу р. Кубань до Таманского полуострова), Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики, отвергаются нами, черкесской нацией, как искусственно созданные.
2.2. Будучи разделенными границами как внутри территорий временно оккупированной Черкессии, так и за пределами Кавказа, отвергая границы субъектов в составе современной, т. н. Российской Федерации, мы, черкесы признаем лишь целостность и неделимость Государства Черкессия.
III. СТОЛИЦА
3.1. Считаясь с тем, что основное наше городское население в пределах территорий оккупированной Черкессии, сконцентрированно в столицах т.н. административных субъектов России, городах: Майкоп, Черкесск и Нальчик, исходя из удобств и целесообразности географического положения мы, черкесская нация, признаем в качестве столицы Государства Черкессия, а также центрального региона страны г. Черкесск.
IV. НАЦИЯ
4.1. Мы, граждане Черкессии, где бы ни находились, четко осознаем, что практически не затронутый воздействием оккупационной администрации Кавказа, выстоявший против ассимиляции ствол черкесской диаспоры, в странах рассеяния, сохранил свою единую черкесскую идентификацию нетронутой.
4.2. Мы также осознаем, что часть из нас, оставшаяся в пределах оккупированной Родины, находясь фактически в положении военнопленных, была со злонамеренным умыслом поделена на несколько “независимых народов России”, как то: «абазины», «адыгейцы», «балкарцы», «шапсуги», «кабардинцы», «карачаевцы», «шэрджэс»...
4.3. Мы осознаем, что все противоречия, возникавшие между нами являются следствием этого несправедливого деления. И заявляем о своем решительном противодействии любым силам вносящим недоверие и отчуждение в единство нации.
4.4. Декларируя свою независимость мы, мировое черкесство, признаем подобное деление порождением вражеско-оккупационной системы колониального режима, заведомо неверным, вредным и категорически недопустимым! В этой декларации мы возвещаем о своей всеобщей готовности к борьбе против этого зла.
4.5. Провозглашая за собой гражданство Государства Черкессия, каждый из нас, черкесов, как ее сознательный гражданин, отвергает какие бы то ни было этнонимы, за исключением признания за собой принадлежности к единой и неизменной черкесской нации. Допуская при этом различное этнопроисхождение.
4.6. Все локальные этнические группы Черкессии вне зависимости от происхождения , признаются полноправными гражданами Черкессии – черкесами по гражданству.
V. ЯЗЫК
5.1. Современное положение вещей с т.н. официальными “адыгейским”, “кабардино-черкесским” языками обслуживающими урезанные оккупантской администрацией официальные нужды части кавказских черкесов, признаются нами, мировым черкесством, унизительными, заведомо неверными и внедренными оккупационным административно-управленческим аппаратом России, постоянно взаимодействующим со своими научными центрами.
5.2. Официальными государственными языками Государства Черкессия признаются нами абазинский язык (Абаза абызшəа), аланский/карачаево-балкарский язык (Алан/Къарачай-малкъар тил) и единый черкесский язык (Адыгабзэ). Все три языка Черкессии декларируются нами как равные к употреблению и использованию на всей территории независимого государства Черкессия.
5.3. Русский язык наряду с государственными признается также языком государственных и других учреждений. Государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в независимом Государстве Черкессия, их право на свободное использование родного языка.
VI. РЕЛИГИЯ
6.1. Будучи толерантной и демократически ориентированной Черкесская Нация провозглашает свою страну светским государством. Любое религиозное воззрение имеет право проповедываться и свободно практиковать свои положения, при условии, что они не противоречат основам демократии и элементарной человеческой морали.
Интересно, читая подобное, у кого-то будут иллюзии насчет планов черкесских националистов, так жаждущих репатриации миллионов "соотечественников" на Родину. Последнюю "Декларацию", кстати американские и некотооые европейские черкесские организации приняли как руководство к действию... Тембот! И ты думаешь, что после такой грязной возни вокруг "черкесского вопроса" у кого-то в Москве найдется смелость удовлетворять такие амбиции в ущерб общему спокойствию?