Кавказ в ожидании коллективного Моисея. Великая Черкессия под взглядом соседей по коммуналке
Рашид Хатуев, карачевский историк, кандидат исторических наук, экс-министр Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, печати и информации. бывш. Начальник аналитического управления Президента КЧР.
Авраам Шмулевич - Считаете ли Вы карачаевцев и балкарцев единым народом?
Рашид Хатуев – Да.
Авраам Шмулевич - Каковы взаимоотношения между карачаево-балкарцами и черкесами в «коммунальных республиках»?
Рашид Хатуев – На уровне обывательском и в бизнесе в целом нормальные, хотя конкуренция бесспорна. Постоянно «мутит воду» интеллигенция в особенности – гуманитарии, прежде всего – вчерашние «пролетарские интернацоналисты», выгодно перекрасившиеся в национал-патриотов.
Авраам Шмулевич - Что Вы скажете по поводу «проекта Великая Черкессия»? Черкесы – один народ, или кабардинцы, шапсуги, черкесы КЧР, адыгейцы – разные, пусть и близкие, народы?
Рашид Хатуев – Да, они - один народ. Проект «Великая Черкесия» - выдумка тех же гуманитариев, которой успешно пользуются политиканы. Но есть проект – просто «Черкесия». И он реален, поскольку справедлив в стремлении преодолеть расчлененность этнического сообщества.
Авраам Шмулевич - Одним из тех, кто наиболее давно громко «кричит» о существовании «проекта Великая Черкессия» является балкарский этно-историк и общественный деятель Мухаммед Будай. Как вы относитесь к его работам?
Рашид Хатуев – Мухаммад Будай – во многом талантливый, оригинально мыслящий человек. У него есть дельные соображения в сфере исламоведения, коранистики, всемирной истории. Кстати, у него родной зять – сирийский черкес и я лично не слышал о каких-либо их семейных коллизиях на этнической основе.
Я не разделяю некоторые его взгляды политического характера. Например, он верит в реальность проекта по «Великой Черкесии», а я – нет. Он считает этот проект детищем англичан, которые якобы используют адыгских лидеров «вслепую» - в своих геополитических интересов. А я не верю, что британские или иные «атлантические» геополитики нашли какую-то выгоду на Северном Кавказе. О причине моего неверия уже говорил: здесь – Авгиевы конюшни.
Авраам Шмулевич - Ваше отношение к выдвинутой в свое время Калмыковым идее об объединении черкесских субъектов Федерации в единую республику?
Рашид Хатуев – К идее Юрия Хамзатовича отношусь положительно. Адыги имеют бесспорное право на свое единое национально-территориальное образование.
Авраам Шмулевич - Имеет ли смысл сохранить КЧР и КБР в том виде, в каком они существуют сегодня?
Рашид Хатуев – Некоторое время – да. Пока у каждого из местных народов не появится «коллективный Моисей», который, пережив поколение робких, не поведет свой народ к своей «обетованной земле».
Авраам Шмулевич - Выдвигают ли карачаево-балкарцы свой проект объединения? Если да – то каковы его перспективы?
Рашид Хатуев – В карачаево-балкарском нацдвижении идея такого единения не угасает. У нее перспектива есть. Ведь более многочисленные народы КЧР смогли найти общий язык и дать двум малочисленным народам дома – Абазинский и Ногайский районы. Почему они не смогут договориться о собственных домах? А дома нужны. Не от дури же разошлись по собственным жилищам по-настоящему братские народы: чехи и словаки, чеченцы и ингуши!
Сейчас, когда на дворе - второе десятилетие 21-го века, кавказские народы, видимо, дозрели до осознания ущербности пещерного национализма. Страшилки типа "Великой Черкесии" или "Великого Турана" были и остаются инструментом идеологических войн и решения текущих политических задач (в основном - борьба за власть). Другой вопрос - как обустроить жизнь нам, живущим бок о бок здесь, на Кавказе. Имеет перспективу цель преодоления проблемы разделенных адм. границами народов. Адыги живут в 4-х субъектах РФ, а карачаево-балкарцы - в 2-х, поэтому вполне естественно и справедливо, если каждый из этих народов будет добиваться административно- территориального единства. Почему бы в будущем вместо 3-х субъектов РФ (Адыгея, КБР, КЧР) не создать 2 (Черкесию и Карачаево-Балкарию)? Автономная государственность - вместо нынешних "коммуналок" с постоянными дрязгами и обидами - позволит самим решать внутренние проблемы. Национальный вопрос вовсе не следствие пустого холодильника: в процветающей Великобритании Шотландия восстановила свою автономию через 300 лет, Уэльс - через 700. А потому стремление к полноценной (не "коммунальной") автономии на Кавказе - более чем естественный процесс. Поэтому вряд ли можно разделить уверенность г-на А.Бешто, мнение которого Вы приводите в статье «Великая Черкессия: провокация и мечта», что в предполагаемой им многонациональной Черкесии "в исторических границах" (опять-таки "коммуналке") когда-нибудь захотят жить - заведомо на положении нацменшинства – те же карачаевцы, составляющие относительное большинство (40%) в нынешней КЧР и ныне вполне довольны своим статусом самого крупного этноса этой республики. Уверяю, "не доживет до понедельника" всякий из карачаевских лидеров, кто заикнётся о том, чтобы превратить свой народ из нацбольшинства в нацменшинство.
Авраам Шмулевич - И каковы возможные границы будущей Единой Карачаево-Балкарии?
Рашид Хатуев – Территория Карачая и Балкарии соприкасаются. Территория Кабарды выходит к Пятигорску, оттуда - шаг до северо-западной окраины КЧР (историческая территория Черкесской АО до 1957 г.), здесь Кабарда может получить в обмен со Ставропольем узкую связующую полосу (как у нас сделали при образовании Абазинского района). Таким же обменом с Краснодар.краем Адыгея может выйти узкой полосой к зап.границе КЧР. При желании все можно. Но даже, если будет анклав, то ничего страшного - главное общее гос. образование. Надеюсь, что найдут оптимальное решение. Вначале, видимо, необходимо будет восстановить те границы, на которые указывал федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов», т.е. что были на момент сталинской депортации. У нас – это границы 1943 года с восстановлением Карачаевской и Черкесской автономий, в КБР – границы 1944 года с восстановлением балкарских районов, означающем и воссоздание Кабарды. На втором этапе, посредством несущественных территориальных обменов Кабарды, Черкесии, Адыгеи с соседними краями, можно обрести пусть узкие, но реальные «коридоры» между этими тремя автономиями.
Что же касается Карачая и Балкарии, то здесь проблем меньше, так как они и сейчас непосредственно соприкасаются.
Главное, не взывать к «историческим границам» средневековой давности. Это тупик. А политика – искусство возможного и все зависит от умения находить компромиссы.
Авраам Шмулевич - Реален ли этот проект? Какие препятствия Вы видите на его пути его осуществления, и какие выгоды он принесет в случае реализации?
Рашид Хатуев – Реален, но, видимо, в среднесрочной перспективе. Карачаево-балкарская интеллектуальная элита сейчас во многом «совковая», а потому её трудно назвать «национально мыслящей». Придет новое поколение, «без комплексов», способное воспринимать мир непосредственно, без догм – оно и поднимет вопрос.
Основное препятствие – именно ментальность нашего поколения, в котором неоправданно много тех, чья жизнь сведена к дистанции между холодильником и унитазом.
Выгода элементарная: справедливо, когда каждый обретает свой угол. Если у карачаевцев и черкесов будет своя автономная государственность (а она ведь была!), то во внутренних проблемах они не будут искать подозревать друг друга, а выявят собственных виновников. Начнут самоочищаться. Ведь истина, что последнее прибежище подлеца – патриотизм. Поэтому подлецам так легко и удаётся сталкивать народы.
Авраам Шмулевич - Расскажите о себе. Представьтесь нашему читателю.
Рашид Хатуев – Мне 46 лет. По специальности я историк-кавказовед, этнограф. Основные направления: традиционная политическая антропология (по прежней терминологии: «потестарно-политическая этнография»), кавказское исламоведение. По национальности – карачаевец. По вероисповеданию – мусульманин. Третье десятилетие работаю в научных и научно-образовательных учреждениях. Места нынешней работы: Институт гуманитарных исследований при Правительстве КЧР и Карачаевский НИИ им.А.И.Батчаева. Не оставлял работы в них, когда работал на государственных постах: с 1998 г - в качестве Заместителя Министра, в 1999-2000 гг. – Министра КЧР по делам национальностей, печати и информации, в 2005 г.- Начальника аналитического управления Президента КЧР. Участник международных, всероссийских и региональных научных форумов. Автор и соавтор более 10-ти книг, десятков других научных публикаций.
От себя добавлю - ни в одной из двух статей, мнением нечеркесского или некарачаевского населения никто не интересуется. А это без малого около 2 млн. русских, живущих на территориях, которые черкесские националисты и их еврейский подпевала считают "Независимой Черкесией"....
И для справки: Авраам Шмулевич (он же Дёмин Никита Сергеевич, который в 1981 года принял фамилию матери, и еврейское имя, отказавшись таким образом от своего русского происхождения по отцу). Израильский политический деятель, раввин, историк, политолог. Лидер Международного Гиперсионистского движения «Беад Арцейну», имеющего центр в Израиле и отделения в некоторых других странах основоположник идеологии гиперсионизма. С неданих пор - "БОЛЬШОЙ ДРУГ ЧЕРКЕССКОГО И ГРУЗИНСКОГО НАРОДА", а по факту - отъявленный русофоб, поддерживающий полуфашиста Саакашвили в Грузии, а теперь и пестующий черкесских национал-сепаратистов.
На прошлой неделе по новостным и аналитическим сайтам прошло сообщение, что КНР планирует вложить до трех миллиардов долларов в развитие северокавказских курортов. Соответствующий протокол о намерениях 5 июня подписали "Курорты Северного Кавказа" (КСК), Dalian Wanda Group Corporation и China Oceanwide Holdings Group. У меня сразу возник вопрос "Зачем Китаю Северный Кавказ?" Частично ответ нашёл здесь: http://www.oreanda.ru/ru/news/20120606/common/p...
Одним из первых итогов продолжающегося визита президента России Владимира Путина в Китай стало заключение протокола о намерениях между госкомпанией "Курорты Северного Кавказа" (КСК) и китайскими корпорациями Dalian Wanda Group и China Oceanwide Holdings Group. Последние готовы вложить до 3 млрд долларов в развитие туристического кластера на Северном Кавказе. Как рассказал глава совета директоров КСК Ахмед Билалов, китайцев интересует Москва, Московская и Ленинградская область, но большую часть средств они намерены направить на строительство отелей на Северном Кавказе. В частности, речь идёт о Архызе, Лаго-Наки, Сочи. Особенно китайские корпорации интересует побережье Каспийского моря. Эксперты подсчитали, что при вложении всего заявленного объёма инвестиций, на Северном Кавказе можно будет построить 20-30 тыс. номеров. Строительством отелей и офисов планирует заниматься Dalian Wanda Group. Эта корпорация в настоящее время управляет 49 бизнес-центрами, 28 пятизвёздочными гостиницами и 40 супермаркетами. Активы компании на 2011 год составляли 35 млрд долларов. Корпорация China Oceanwide Holdings Group намерена инвестировать в недвижимость, энергетику и банковский сектор. Российские власти надеются, что для поддержки своего отельного бизнеса китайские корпорации будут рекламировать курорты Северного Кавказа в своей стране. На это же направлено соглашение, пописанное накануне Ростуризмом и госуправлением по туризму КНР. Оно предусматривает увеличение туристического потока на треть. По данным Ростуризма, в прошлом году Россию посетили 845 тыс. китайских туристов. Правда, в основном они не выезжали дальше Дальнего Востока. Впервые о идее создания туристического кластера на Северном Кавказе, в который вошли республики Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Адыгея и Кабардино-Балкария, российские власти заговорили в 2010 году. Тогда же была создана компания КСК. В апреле 2012 года стало известно, что в туристический кластер под управлением госкомпании может быть включён горнолыжный комплекс в Чечне. Он создаётся бизнесменом Русланом Байсаровым, одним из владельцев Русской медной компании. Власти рассчитывают, что на курортах Северного Кавказа будут отдыхать не только россияне, но и иностранные туристы. С тех пор вложиться в проект обещали французский банк Caisse des Depots et Consignations: сумма инвестиций составит 10 млрд евро, индийский бизнесмен Рави Висванатан (инвестиции на сумму 735 млн евро) и корейская корпорация Korea Electric (1 млрд евро). Также о желании инвестировать в развитие Туристического кластера Северного Кавказа на днях заявило руководство турецкого холдинга "Корай". Китаист-востоковед Алексей Маслов отмечает, что китайцы рискуют, инвестируя миллиарды долларов в Северный Кавказ. При этом эксперт отмечает, что жители Поднебесной привыкли рисковать и возможная потеря 3 млрд не остановит их. "Сейчас присутствие Китая в России есть только на Дальнем Востоке, впервые открывается возможность пойти глубже, и Китай готов за это платить", - говорит он.
А через некоторе время китайские археологи найдут в республиках СК при раскопках курганов черепа древних китайцев. Должны найти... ..И будут национальные историки СК рассказывать им свои саги о древности великих этносов Каукаха - а китайские товарищи будут им только загадочно улыбаться в ответ...
По выделенным тобою моментам: - Адыги имеют ТРИ национально-территориальных образования. Создание мифического единого субъекта, в котором черкесы неизбежно оказываются национальным меньшинством (!!!)при любом раскладе, возможно ТОЛЬКО С УЧЕТОМ МНЕНИЯ НЕЧЕРКЕССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЭТИХ СУБЪЕКТАХ! Хотя в целом, для его создания НЕТ ни экономических, ни политических, ни демографических предпосылок, кроме "хотелок" кучки черкесских национал-сепаратистов, для чего они и используют тему репатриации остатков черкесов и арабов и турок черкесского происхождения из-за рубежа "на Родину". Как средство возможного изменения национально-демографического баланса в густонаселенном регионе в свою пользу и шантажа России.
> По выделенным тобою моментам: - Адыги имеют ТРИ национально-территориальных образования. Создание мифического единого субъекта, в котором черкесы неизбежно оказываются национальным меньшинством (!!!)при любом раскладе, возможно ТОЛЬКО С УЧЕТОМ МНЕНИЯ НЕЧЕРКЕССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЭТИХ СУБЪЕКТАХ! Хотя в целом, для его создания НЕТ ни экономических, ни политических, ни демографических предпосылок, кроме "хотелок" кучки черкесских национал-сепаратистов, для чего они и используют тему репатриации остатков черкесов и арабов и турок черкесского происхождения из-за рубежа "на Родину". Как средство возможного изменения национально-демографического баланса в густонаселенном регионе в свою пользу и шантажа России. quoted1
Еxplorer, ты называешь казаков-репатриантов из Азии, казахами русского происхождения или киргизами русского происхождения?
>>> >>> Еxplorer, ты называешь казаков-репатриантов из Азии, казахами русского происхождения или киргизами русского происхождения? quoted3
>> >> Мимо, уважаемый! Казаки Семиречья не поменяли веру, сохранили, язык, культуру на казахские или киргизские. Они остались - РУССКИМИ. quoted2
>А перед репатриантами адыгами, сохранившими веру, язык, обычаи извинения будут? quoted1
Нет. Потому что читать надо внимательнее посты. репатриации остатков черкесов и арабов и турок черкесского происхождения из-за рубежа "на Родину"
В семье моего отца, есть предание, о том, что пращур переехав с Украины в район станицы Полтавской, взял в жены в 1832 году унаутку из племени жане. Окрестили ее Февронией... Я языком немного владею черкесским, уж всяко получше чем некоторые "черкесы" из Турции, обычаи и традиции знаю черкесские, дома частенько пастэ и щипс готовим, мама сыр адыгейский варит. Можно я тоже буду "черкесским репатриантом"?
>>>> Еxplorer, ты называешь казаков-репатриантов из Азии, казахами русского происхождения или киргизами русского происхождения?
>>> >>> Мимо, уважаемый! Казаки Семиречья не поменяли веру, сохранили, язык, культуру на казахские или киргизские. Они остались - РУССКИМИ. quoted3
>>А перед репатриантами адыгами, сохранившими веру, язык, обычаи извинения будут? quoted2
>Нет. Потому что читать надо внимательнее посты. репатриации остатков черкесов и арабов и турок черкесского происхождения из-за рубежа "на Родину" > quoted1
Среди них есть знающие адыгский лучше наших стариков, знаком с такими лично.
>В семье моего отца, есть предание, о том, что пращур переехав с Украины в район станицы Полтавской, взял в жены в 1832 году унаутку из племени жане. Окрестили ее Февронией... Я языком немного владею черкесским, уж всяко получше чем некоторые "черкесы" из Турции, обычаи и традиции знаю черкесские, дома частенько пастэ и щипс готовим, мама сыр адыгейский варит. Можно я тоже буду "черкесским репатриантом"?
Будешь дальним родственником. Прекратишь необоснованную критику еще и желанным соседом.
А вообще, покажи мне ТЫСЯЧИ или хотя СОТНИ черкесских репатриантов ломящихся в посольства РФ в Турции, СГА, Германии, Иордании, да той же Сирии ( у последних многие имели двойное гражданство и 20 лет на возвращение), тогда и можно разговаривать. Мы на эту тему говорили не раз. Так зачем повторяться? Но повторюсь персонально для тебя: "Никто не против возвращения, тех кто хочет." Против - массвого завоза и раздачи гражданства, тем кому это не нужно, тем кто прибыв сюда начнет устанавливать здесь свои порядки, а тем более вытеснять отсюда нечеркесов.
> Среди них есть знающие адыгский лучше наших стариков, знаком с такими лично. quoted1
Есть. И это прекрасно. Но не все же до одного. Да и язык - это еще не все. Менталитет у них уже другой за полтора века, поэтому и не едут они сюда, считая что в Хэкужъ все не так, как им рассказывали прадеды. А те, ( не все, естесственно) кто побывал, предпочитают любить Хэкужъ на расстоянии.
> Прекратишь необоснованную критику еще и желанным соседом. quoted1
Критика моя таки имеет основания, просто эти вопросы для вас неудобные, и вы не любите о них публично говорить. А так, почитываю ваши сайты, где зарубежные черкесы частенько кидают предъявы, что в Хэкужъ остались одни потмоки унаутов, а они - все Д, Артаньяны... Просто мечты о миллионной репатриации, как средство решения проблем черкесов - тупиковый путь. 20 лет прошло - а воз и ныне там. За это время и с языком стало хуже, в КБР черкесы друг друга убивают, только из-за того как "правильней молится", экономики на боку и т.д. Понятно, что не все из этих проблем способны решить сами черкесы, ну так от нынешней власти не только они пряников не видят.
> Постоянно «мутит воду» интеллигенция в особенности quoted1
На мой скромный взгляд жителя республики воду мутит этакая элита обоих народов, иногда уж очень они любят использовать народы в своих бизнес интересах, да и власть не хотят отдавать конкурентам. Местны енаши "царьки" любят мутить воду в своих личных интересах, иногда интересы у них совпадают, иногда нет.
>>> >>> Еxplorer, ты называешь казаков-репатриантов из Азии, казахами русского происхождения или киргизами русского происхождения? quoted3
>> >> Мимо, уважаемый! Казаки Семиречья не поменяли веру, сохранили, язык, культуру на казахские или киргизские. Они остались - РУССКИМИ. quoted2
>А перед репатриантами адыгами, сохранившими веру, язык, обычаи извинения будут? quoted1
...Сохранившими мусульманскую веру,проживя 150 лет в исламских Сирии,Турции и т.д.?Или веру в Созэрэша,Хьанцыгуащэ,Тлэпша?С языком все понятно более-менее:адыгская мать учит своих детей и так далее в следующих поколениях.Какие обычаи ВЫ,Нэпэмык1 Сэры,считаете ИСКОННО адыгскими,чтобы их "можно было сохранить",для получения извинения от Эксплорера?Они(мухаджиры)по менталитету УЖЕ СТО ЛЕТ КАК ТУРКИ И АРАБЫ. Пример:я знаю язык от матери и бабки,но черкесом себя НЕ считаю,имя+фамилия =русские.