Уцелевших органов не останется: почему в космонавты берут только с супер-здоровьем. При мысли о космосе у всех затуманивает разум романтикой, как у девочки-подростка — на ум приходят только крутые звездолёты, всякие, прости господи, «Звёздные войны» и офигительные приключения на других планетах. А на самом деле всё абсолютно иначе. Космос — это враждебная среда, которая, по возможности, стремится убить вас или хотя бы существенно испортить вам здоровье, даже если вы не покидаете пределы космического корабля.
Микрогравитация.
Первое, о чём нужно сказать, когда речь заходит о факторах, влияющих на здоровье космонавтов, является микрогравитация. На первый взгляд кажется, что это довольно весело и приятно — летаешь себе, тусишь на орбите…
Но это только первые несколько минут. А вот при долгом воздействии микрогравитация аукнется вам несколькими неприятными изменениями в организме, иногда даже необратимыми. Например, отсутствие гравитации может попортит вам состояние костей, мышц и сердечно-сосудистой системы.
Мышцы спины и ног, которые обычно поддерживают осанку на Земле, становятся бесполезными в космосе. В итоге тело практически не испытывает нагрузки, и это может привести к потере до 20% мышечной массы всего за 5-11 дней.
А ещё из-за нарушения обменных процессов на орбите каждый месяц человек теряет до 1,5% костной ткани. Это чем-то похоже на остеопороз, особенно страдают тазовые и бедренные кости, поясничный отдел.
Можно ли как-то с этим бороться? Только частично, но можно: нужны тренировки и физическая активность. Космонавты на МКС каждый день выполняют упражнения для укрепление мышц шеи, спины и конечностей. А для костей в рацион обязательно включают продукты, богатые кальцием (и это помимо добавок к пище).
А ещё на МКС есть беговые дорожки и другие тренажёры. Космонавты пристегиваются к ним ремнями, чтобы была возможность позаниматься и предотвратить атрофию мышц.
Ещё для того, чтобы помочь космонавтам, в ИМБП РАН создали костюм «Пингвин», о котором мы уже рассказывали в одной из прошлых статей. Он имитирует земную гравитацию в условиях космоса при помощи резиновых жгутов, которые создают нагрузку на тело.
Помимо этого, у человека в невесомости перераспределяются жидкости в организме (мы всё таки на 60% состоим из воды), потому что гравитация больше не тянет кровь вниз.
Верхняя часть тела в итоге становится более насыщенной кровью, чем нижняя. Как результат — почки начинают выделять жидкость из организма, и ощущение жажды снижается. Это довольно опасно, так как может возникнуть риск обезвоживания. Поэтому космонавты должны активно пить воду при том, что им не особо это хочется.
Сердцу тоже больше не нужно настолько интенсивно перекачивать кровь, из-за чего начинается атрофия сердечных мышц, а оно само становится меньше и круглее, падает содержание плазмы. Из-за этого, кстати, ещё и лицо становится одутловатым и круглым.
Перед возвращением на Землю космонавты тренируются в костюмах «Чибис». У этого костюма гофрированные штанины с металлической спиралью, чтобы создать отрицательное давление на нижнюю часть тела. Всё для того, чтобы кровь от головы перетекала в ноги — так тренируется сердечно-сосудистая система организма.
Но при всём при этом, космонавты, которые долго были на орбите, не могут нормально стоять на Земле дольше десяти минут.
А вот внутричерепное давление наоборот растёт, а, следовательно, и давление на глаза. Меняется форма глаз, они давят на зрительные нервы: из-за этого у многих космонавтов ухудшается зрение, и эти последствия не проходят, когда они возвращаются на Землю.
При нахождении в космосе страдает и вестибулярный аппарат, который находится внутри головы и отвечает за восприятие положения тела. На Земле этот орган автоматически поддерживает прямое положение тела и позволяет ходить без особых усилий воли в пространстве. А вот на орбите он становится бесполезен, ориентироваться приходится, полагаясь на зрение.
Если вам этого мало, то в космосе ещё и ослабевают обоняние и чувство вкуса — пока не понятно, почему. Космонавты подсаживаются на пряную и острую пищу, а острые соусы (например, «Табаско») берут с собой на МКС почти всегда
Радиация Ещё один фактор, который помогает угробить здоровье человека в космосе. Космическое пространство кишит разными формами радиации, такими как солнечное излучение и космические лучи. Всё это может повредить ДНК и клетки организма, а это уже часто заканчивается различными заболеваниями. Как это водится при радиации — онкологическими, но не только.
Вообще, космическая радиация ставит под угрозу срыва исследование дальнего космоса. Потому что дозы, которые придётся в себя впитать при межпланетных перелётах, намного выше тех, которые получают космонавты на орбите Земли.
Для справки: на Земле вы за год в среднем получаете облучения где-то от 1 до 10 мЗв (миллизиверта) от естественных источников. А всё, что выше 100 мЗв — уже опасно и может вызвать различную онкологию. Космонавты на орбите же получают дозу до 200–250 мЗв в год, а в открытом космосе можно нахвататься и на все 600 — суточная доза радиации на расстоянии десяти радиусов от планеты увеличивается втрое.
На космический аппарат, который выходит за пределы низкой околоземной орбиты, воздействуют радиационные пояса (здесь наша планета «накапливает» радиацию за счёт магнитного поля). У Земли их два: внутренний — на высоте 4000 км, и внешний — на высоте 17000 км.
Первый раз люди пересекли радиационные пояса во время миссий программы «Аполлон». Это был один из нескольких известных на тот момент рисков, связанных с радиацией, во время подготовки к полётам. Астронавты облучились не так много, потому что находились там недолго, да и траектории полётов «Аполлонов» выбрали таким образом, чтобы находиться в области наименее интенсивной радиации.
Ну а за пределами этих поясов вас ещё будут ждать побочки для здоровья от космических лучей до солнечно-протонных штормов из-за высокого уровня радиации в космическом пространстве.
Хорошая статья с объяснением причин аварийного теста.
"Через минуту после начала полета Starship приближался к «Max Q», точке максимальной нагрузки на планер. Диктор, безусловно, звучит счастливо на видео полета в этот момент, но правда в том, что Starship набирает скорость медленнее, чем ожидалось, и отстает на несколько секунд от достижения этой критической точки. Глядя на инфографику, нетрудно понять, почему.
На этом графике показаны четыре двигателя, но к этому моменту есть веские причины не верить инфографике. Вот крупный план задней части Starship всего через несколько секунд.
Не хватает не четырех двигателей. Не хватает шести.
Звездолет еще едет, но поднимается он медленнее и набирает скорость с большим трудом, чем должен. Что неудивительно, ведь 18% мощности двигателя отсутствует. Мало того, что произошел ряд отказов двигателей, когда появляются первые изображения с ракеты, они показывают, что она одновременно вращается, а также неоднократно меняет свое положение. Первый, вероятно, представляет собой потерю некоторого управления полетом, возможно, повреждение стабилизатора второй ступени или способности ракеты-носителя стабилизировать свои двигатели. Во-вторых, вероятно, программное обеспечение пытается вывести ракету на расчетную траекторию полета, но терпит неудачу из-за отсутствия двигателя.
Кроме того, выхлоп двигателя к этому моменту был очень желтым — не ожидаемый цвет для метановой ракеты. Звездолет, вероятно, не получает правильного баланса топлива и кислорода, возможно, из-за повреждения трубопроводов или клапанов, когда он еще находился на земле. С точки зрения ракетостроения это выглядит так, как будто он сжигает «богатые двигатели», пожирая металл своих собственных систем на ходу.
Через две с половиной минуты полета Starship приближается к тому, что должно было означать отключение главного двигателя и разделение ступеней. Только здесь все идет окончательно, окончательно неправильно. Потому что основные двигатели не отключаются.
К этому моменту инфографика показывает пять бустеров, но, как мы уже видели, эта диаграмма неточна. Взглянув на рисунок пламени, можно предположить, что сейчас у Starship отключено восемь двигателей — он потерял почти четверть своей тяги.
Тем не менее, Starship начинает маневр, который должен разделить два этапа. Вид с камеры слева должен показывать, как первая ступень уходит, а вторая включается. Но это не так.
Это потому, что даже когда Starship качается, качается и качается, в конечном итоге проходя полный цикл на 360 градусов, главный двигатель просто продолжает работать. Опустившись на восемь двигателей, ракета не достигла ни скорости, ни высоты, которых должна была достичь. Он также не израсходовал то количество топлива, которое должен был потреблять. Какая-то часть программного обеспечения ракеты-носителя, кажется, настаивает на том, чтобы она продолжала работать, хотя другая часть сигнализировала о том, что пора отделяться.
Эта продолжающаяся тяга первой ступени удерживает две части корабля прижатыми друг к другу. Они не могут отделиться, потому что первая ступень продолжает давить и не останавливается. Первый этап продолжает качаться и толкаться, и к настоящему времени Starship находится в полном кувырке. Он тоже перестал набирать высоту, где-то 37 км, и начал падать. Первая очередь еще горит.
SpaceX позволяет ему кувыркаться, пока он не упадет примерно на километр, затем, наконец, открывает пластиковую крышку, которую никто не хочет открывать, и нажимает большую красную кнопку." https://www.dailykos.com/stories/2023/4/22/21653...
Маск: «Результат был примерно таким, как я ожидал, и, может быть, немного превзошел мои ожидания, но примерно таким, как я ожидал, а именно, что мы освободимся от площадки».
Маск: «Я рад сообщить, что повреждение колодки на самом деле довольно небольшое» и должно быть «быстро отремонтировано».
Маск: «Конструкционные пределы автомобиля кажутся лучше, чем мы ожидали, о чем мы можем судить по тому, что автомобиль действительно делает сальто к концу и все еще остается целым».
Маск: С точки зрения «площадки», мы, вероятно, готовы к запуску через 6-8 недель.
«Самый долгий пункт в этом, вероятно, переквалификация системы прекращения полета ... слишком много времени потребовалось, чтобы разорвать баки».
Маск: Время срабатывания AFTS «было довольно долгим», около «40 секунд».
Маск: «Было 3 двигателя, которые мы решили не запускать», поэтому ракета-носитель Super Heavy стартовала с 30 двигателями, «что является минимальным количеством двигателей».
3 двигателя «не взорвались», но просто не были «достаточно исправны, чтобы вывести их на полную тягу, поэтому они были отключены».
Маск: В T+27 секунд SpaceX потеряла связь из-за «какого-то энергетического события». И "случился какой-то взрыв, выбивающий тепловые экраны двигателей 17, 18, 19 или 20".
Маск: «Ракета продолжала работать через T+62 секунды», а двигатели продолжали работать. Потеря управления вектором тяги при Т+85 секунд.
Маск: Создал «каменный торнадо» под Super Heavy во время старта, но SpaceX «не видит доказательств того, что каменный торнадо действительно повредил двигатели или тепловые экраны материальным образом». Возможно, это произошло, но «мы не видели доказательств этого».
Маск: «На самом деле было приятно поднять эту машину на ноги, потому что мы внесли так много улучшений» в Super Heavy Booster 9 «и далее».
«Действительно просто нужно было полетать на этом транспортном средстве, а затем перейти к значительно улучшенному ускорителю».
Маск: После AFTS «корабль не пытался спастись».
Маск: Важным моментом для следующего запуска Starship является «гарантия того, что мы не потеряем контроль над вектором тяги» с помощью Booster 9».
Маск: «Мы собираемся положить много стали» под стартовую башню перед следующим полетом Starship.
«Обломки на самом деле были просто песком и камнями, поэтому они совсем не токсичны… это, по сути, как песчаная буря… но мы не хотим повторять это снова».
Маск: «Мы точно не ожидали» разрушить бетон под стартовой площадкой.
Маск: Предполагаю, но «одно из наиболее правдоподобных объяснений заключается в том, что… мы могли сжать песок под бетоном до такой степени, что бетон фактически изогнулся, а затем треснул», что является «ведущей теорией».
Маск: Причина использования стальной пластины вместо огневой траншеи заключается в том, что для полезной нагрузки в ракете худшая акустическая среда не имеет значения для полезной нагрузки, поскольку она находится на расстоянии около 400 футов.
Маск: Полет был «довольно близок к тому, что я ожидал».
Маск: «Были довольно близки к разделению ступеней… если бы мы сохранили контроль над вектором тяги и увеличили дроссель, что мы должны были сделать… тогда мы бы добрались до ступеней».
Маск: «Наша цель в следующем полете — дойти до стадии постановки и, надеюсь, добиться успеха».
Маск: «Я ожидаю, что следующим полетом будет выход на орбиту». Следующий профиль полета будет "повторным".
Маск: «Целью этих миссий является просто информация. Например, у нас нет никакой полезной нагрузки или чего-то еще — мы просто изучаем как можно больше».
Маск: «Определенно не стоит» ожидать, что лунный звездолет (в рамках проекта HLS) будет самым продолжительным ведущим объектом для миссии Artemis III.
«Мы будем первыми, кто действительно будет готов».
Маск: Вероятно, 80-процентная вероятность выхода на орбиту со Starship в этом году, и «я думаю, около 100-процентного изменения выхода на орбиту в течение 12 месяцев».
Маск: производство двигателей Raptor замедлилось, «потому что у нас больше Raptor, чем мы знаем, что с ними делать».
Маск: Ожидайте, что в этом году на Starship будет потрачено около 2 миллиардов долларов.
Маск: «Мы не ожидаем необходимости привлекать финансирование… мы не думаем, что нам нужно привлекать финансирование». Будет делать «стандартную вещь, когда мы предоставляем ликвидность сотрудникам».
«Но, насколько мне известно, нам не нужно привлекать дополнительное финансирование для SpaceX».
Маск: В следующем полете «мы запустим двигатели быстрее и быстрее сойдем с площадки». От запуска двигателя до движения Starship «прошло около 5 секунд, что очень много, чтобы взрывать площадку». Постараюсь сократить это время вдвое.
Маск: Starship не дошел до того, что SpaceX считала «безопасной точкой для разделения ступеней».
Маск: «Я думаю, что команда SpaceX проделала потрясающую работу».
«Это, безусловно, кандидат на самую сложную техническую задачу, которую решают люди».
Маск о реакции окружающей среды: «Ракета использует нетоксичное топливо и… рассеивает много пыли, но, насколько нам известно, окружающей среде не был нанесен какой-либо значительный ущерб».
Маск: SpaceX еще не приняла окончательного решения о том, какой прототип Starship и ракета-носитель Super Heavy будут запущены следующим запуском.
Elon: "Все пошло наперекосяк в T + 27 секунд полета, когда двигатель 19 «потерял связь» (взорвался) из-за «какого-то энергетического события» и повредил защиту двигателей 17-20. Несмотря на отказ нескольких двигателей, B7 продолжил полет, затем на Т+62 они заметили повреждение защиты двигателя 30. Полет продолжался еще 23 секунды, прежде чем вся надежда была потеряна, когда вышел из строя двигатель 6, и, таким образом, в результате этого все возможности TVC для транспортного средства оказались под угрозой." https://tlpnetwork.com/news/2023/04/starship-ift...
"Спутниковые операторы и правительственные агентства, ведущие бизнес в космосе, все больше зависят от одной компании, которая поможет им выйти на орбиту: SpaceX Илона Маска.
SpaceX захватила большую часть рынка запуска ракет с проверенным парком многоразовых ракет, которые могут летать со скоростью, с которой не могут сравниться конкуренты, и по более низким ценам. Согласно данным о запусках, собранным Джонатаном Макдауэллом, астрофизиком, отслеживающим космическую активность, ракеты компании обеспечили 66% полетов клиентов с американских космодромов в 2022 году и 88% за первые шесть месяцев этого года.
Это господство будет продолжаться. Вторжение России в Украину сделало одну альтернативу — российскую ракету «Союз» — закрытой для многих заказчиков запуска. Ракеты-конкуренты от Blue Origin Джеффа Безоса и французской компании по запуску Arianespace еще не летали." https://www.wsj.com/articles/elon-musks-spacex-n...
ВАШИНГТОН, 13 июля (Рейтер) — Появляется все больше свидетельств того, что на Марсе может быть множество органических молекул — потенциальных индикаторов жизни. Новые данные, полученные марсоходом НАСА «Настойчивость», указывают на их разнообразие в горных породах в определенном месте. где когда-то существовало озеро.
Последние данные получены с помощью прибора под названием SHERLOC, установленного на роботизированной руке шестиколесного вездехода, который позволяет проводить детальное картографирование и анализ органических молекул. Исследователи сообщают о находках SHERLOC в 10 местах двух геологических образований на дне кратера Джезеро.