Обсуждение книги Ильина «О сопротивлении злу силою»
Утверждается, что идейная основа действий российских властей — это творчество Ивана Ильина. Одним из основных произведений Ильина считается «О сопротивлению злу силою». Именно эту книгу цитировала российская пропаганда в начале «СВО».
В этой книге Ильин выступает против учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Это учение исходит из того факта, что борьба со злом насилием часто приводит не к уменьшению зла, а к его умножению. Причем умножению многократному. Вместо насилия Толстой призывает исполнять заповеди Христа, причем буквально. Сказано «Не убий» — значит людей убивать нельзя, в том числе преступников и врагов на войне. Конечно, у этого подхода сегодня мало сторонников. Их было мало уже тогда, когда Ильин писал свою книгу. О чем писал Бердяев в своем негативном отзыве на «О сопротивлению злу силою».
В современном мире применение насилия считается оправданным, но лишь в определенных условиях и рамках. Тысячелетия и многие миллионы жизней человечество потратило на выработку писаных и неписаных правил применения людьми силы друг против друга. В рамках отдельных государств и между отдельными людьми это вполне удалось. А вот в международных отношениях пока не очень.
Если Толстой впал в одну крайность, то Ильин в другую и в своей книге выступает за силу. Хотя он как-бы и против применения насилия по любому поводу, но его книга все же посвящена восхвалению силового ответа на зло.
Российские руководители увидели зло в Украине в сторонниках Степана Бандеры и решили действовать силою. Последние всегда видели зло в России, кто бы ей не руководил. Кстати, Бандера — это тоже про силу и волю, а не про толерантность и учет интересов противоборствующей стороны.
На одном сайте я встретил характеристику мыслей Ильина как «банальные и пафосные». Про пафосность согласен. А банальность? Ведь банальность — это истина, очевидная настолько, что не стоит и упоминания. Конечно, вряд ли на этом сайте имели ввиду высказывания Ильина о фашизме. Но можно ли сказать, что все, что писал Ильин, исключая мысли про фашизм — правда?
Для бандеровцев вопрос звучит так: Все, что писал Ильин, исключая мысли про Россию и Украину — правда? В книге «О сопротивлению злу силою» ничего нет о Гитлере и фашизме. Да и слова «Россия» и «Украина» там тоже не упоминаются. Но является ли это произведение набором истин, хоть банальных, хоть нет?
Предлагаю обсудить эту книгу и выяснить где там истина, а где нет.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> Вместо насилия Толстой призывает исполнять заповеди Христа, причем буквально. Сказано «Не убий» — значит людей убивать нельзя, в том числе преступников и врагов на войне. quoted1
И всё это от скудоумия и черезмерной гордыни. То чем страдает население России «из покон веков»…. Если-бы Толстой поинтересовался как звучит заповедь «Не убий! «в оригинале и какой несёт смысл, то это уберегло многих почитателей его таланта от блудняка в который он сам вляпался….
Karabas_il (Karabas_il) писал (а) в ответ на сообщение:
> Если-бы Толстой поинтересовался как звучит заповедь «Не убий! «в оригинале и какой несёт смысл, то это уберегло многих почитателей его таланта от блудняка в который он сам вляпался…. > quoted1
Вся западная либерасня в этом блудняке гниет. А Толстой - да. Дурак великорусский. Куда уж ему до гениев арийского народа.
> Предлагаю обсудить эту книгу и выяснить где там истина, а где нет. > quoted1
Не все читали эту книгу и вообще Ильина. Поэтому излагайте тезисы от Ильина. В жизни вполне употребляется сопротивление злу насилием, реже не сопротивляются, если это способствует сохранению жизни. Мать наказывает свое дитя, хотя любит его. Но вы правы, что это две крайности.
> Karabas_il (Karabas_il) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Если-бы Толстой поинтересовался как звучит заповедь «Не убий! «в оригинале и какой несёт смысл, то это уберегло многих почитателей его таланта от блудняка в который он сам вляпался…. >> quoted2
>Вся западная либерасня в этом блудняке гниет. А Толстой - да. Дурак великорусский. Куда уж ему до гениев арийского народа. quoted1
Дурак то дурак, а считается глыбой, матерым человечищем (с)
> kiselev (kiselev) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Предлагаю обсудить эту книгу и выяснить где там истина, а где нет. >> quoted2
>Не все читали эту книгу и вообще Ильина. Поэтому излагайте тезисы от Ильина. > В жизни вполне употребляется сопротивление злу насилием, реже не сопротивляются, если это способствует сохранению жизни. Мать наказывает свое дитя, хотя любит его. Но вы правы, что это две крайности. quoted1
Вы правы. Думаю есть смысл изложить книгу Ильина в сокращенном виде. Излагать буду посредством прямых цитат. Цитировать буду наиболее яркие, на мой взгляд, и итоговые выражения автора. Выкладывать буду по главам.
Ильин «О сопротивлении злу силою». Сокращенная версия от kiselev.
Глава 1. Введение
В страданиях мудреет человечество. Невидение ведет его к испытаниям и мукам, в мучениях душа очищается и прозревает…
Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силой и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силой? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения…
…наивность всеуравнивающей, отвлеченной морали давно уже осознана в философии, и требовать, чтобы «все всегда» сопротивлялись злу силой или чтобы «никто никогда» не сопротивлялся силой злу, — бессмысленно…
…необходимо раз навсегда отрешиться от той постановки вопроса, которую с такой слепой настойчивостью вдвигали и постепенно вдвинули в философски неискушенные души — граф Л. Н. Толстой, его сподвижники и ученики. Отправляясь от чисто личного, предметно не углубленного и не проверенного опыта «любви» и «зла», предрешая этим и глубину, и ширину самого вопроса, урезывая свободу своего нравственного видения чисто личными отвращениями и предпочтениями, не подвергая внимательному анализу ни одного из обсуждаемых духовных содержаний (напр.: «насилие», «зло», «религиозность»), умалчивая о первоосновах и торопясь с категорическим ответом, эта группа морализирующих публицистов неверно поставила вопрос и неверно разрешила его и затем со страстностью, нередко доходившей до озлобления, отстаивала свое неверное разрешение неверного вопроса как богооткровенную истину.
…Вся сила личного дара вождя и вся фанатическая ограниченность его последователей обращалась на то, чтобы духовно навязать другим собственную ошибку и распространить в душах собственное заблуждение. И естественно, что учение, узаконивающее слабость, возвеличивающее эгоцентризм, потакающее безволию, снимающее с души общественные и гражданские обязанности и, что гораздо больше, трагическое бремя мироздания, — должно было иметь успех среди людей, особенно неумных, безвольных, малообразованных и склонных к упрощающему, наивно-идиллистическому миросозерцанию…