Сегодня я предлагаю вам вспомнить уникальную девочку, пришедшую в этот мир ровно 70 лет назад и за 17 отпущенных ей земных лет успевшая оставить яркий след не только в отечественном, но и в мировом искусстве.
Надя Рушева (1952 – 1969)
Будущая художница родилась в столице Монголии Улан-Баторе, где в то время работали её родители. Нужно сказать, что семья была творческой. Отец Николай Константинович Рушев был театральным художником – постановщиком. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева балерина. Знакомство родителей Найдан (настоящее имя художницы) произошло в Тувинском музыкально-драматическом театре, где они вместе служили. В 1950 году их командировали в дружественную Монголию, где Наталья стала работать педагогом-балетмейстером, а Николай театральным художником. Вскоре после рождения дочери семья вернулась в Москву, откуда был родом отец.
Когда Наде было пять лет родители начали обращать внимание, что она рисует практически без перерыва, с утра до вечера. При этом отец, который как уже было сказано, являлся профессиональным художником, никогда не учил ее никаким приемам, не объяснял, как держать карандаш, пользоваться красками и т.д. Она до всего доходила сама.
Когда Наде было 7 лет, и она училась в первом классе, произошел такой случай. Папа решил почитать дочке «Сказку о царе Салтане» Пушкина. Надя взяла блокнот, карандаш и пока папа громко, по театральному, с выражением читал, все время, что то рисовала. Когда сказка закончилась, закончился и блокнот. В нем было 36 иллюстраций к только что услышанной сказке.
И это не были детские рисунки. Персонажи были вполне узнаваемы, в них чувствовался характер героев, фигуры не были статичными. Сейчас эти рисунки хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Рисование стало для Нади жизненной потребностью. Каждый вечер она садилась к столу брала альбом и рисовала, выплескивая на бумагу впечатления прожитого дня. У Нади была необыкновенная способность. Она никогда не делала никаких набросков, эскизов и даже не пользовалась ластиком. Каждый штрих ложился именно туда, куда было нужно. Когда её спрашивали, как ей это удается, она говорила:
"Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести".
В 1962 году Надя начала заниматься в только что открывшемся Дворце Пионеров на Ленинских горах у педагога Людмилы Александровны Магницкой, которая сразу поняла, с каким уникальным дарованием ей пришлось столкнуться. Она познакомила Надю со скульптором-анималистом академиком Василием Алексеевичем Ватагиным.
Академик Ватагин и Надя Рушева
Просмотрев рисунки девочки, Василий Алексеевич подарил ей свою книгу «Записки анималиста» с надписью:
«Милая Надя! Жду, желаю и верю в твои большие успехи. Твой дедушка В. Ватагин. 9 марта 1963 года»,
Её родителям он посоветовал:
«Не будем мешать её саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо её учить – надо лишь воспитывать. Пусть по прежнему ходит в обычную школу, а через год другой вернемся к этому разговору». В 1963 году, когда девочке было всего 11 лет её рисунки были опубликованы в газете «Пионерская правда».
Тогда же произошло её знакомство со знаменитым итальянским сказочником состоялась встреча Нади с известным итальянским детским писателем Джанни Родари. Пришедший в восторг писатель организовал отправку работ московской школьницы в Италию, где они были выставлены в галерее города Генуи, а затем отправились за океан в США.
В 1964 году рисунки Нади Рушевой публикует популярнейший журнал «Юность». Рисунки сопровождаются большой статьёй, о необычайно одарённой девочке, а в актовом зале редакции проходит выставка Надиных работ. Осенью того же года более 80 работ выставляют в главном здании МГУ. При жизни юной художницы прошло 15 её персональных выставок, в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
С каждым годом её работы становились все серьёзнее. Она создает большие циклы иллюстраций к «Войне и миру»
«Маленькому принцу»
«Мифам Древней Греции», произведениям Байрона и других западных классиков. Отдельное место в творчестве Нади Рушевой занимает цикл «Пушкиниана», где собраны не только иллюстрации к произведениям великого поэта, но и много рисовала его самого и Натали Гончарову.
В 1966 году произошло огромное событие в культурной жизни нашей страны. В журнале «Москва» впервые публикуют роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Надя Рушева, которой в это время было всего 14 лет, создаёт цикл иллюстраций к бессмертному произведению который специалисты и сегодня считают лучшими из всех созданных за более чем 50 лет прошедших со дня первой публикации романа. К сожалению это был последний цикл её работ.
28 февраля 1969 года Надя Рушева и вместе с отцом отправились в Ленинград, где она принимала участие в съемках документального фильма «Моя Пушкиниана». На следующий день после возвращения домой, она встала, с аппетитом позавтракала, и начала собираться в школу. Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения тела в прихожей. из прихожей. Кинувшись к дочери, Николай Константинович увидел, что девочка лежит на полу без сознания. Приехавшая скорая помощь забрала Надю в больницу, где та скончалась через несколько часов. Причиной трагедии стала врожденная аневризма сосуда головного мозга, внезапный разрыв которой, привел к кровоизлиянию.
Юная художница похоронена на Покровском кладбище находящемся неподалёку от парка Царицыно.
На памятнике изображён «Маленький кентаврик», которого Надя нарисовала для цикла « «Мифы древней Греции».
В 1975 году рядом с дочерью был похоронен отец Никлай Константинович, в 2015 мама Наталья Дойдаловна.
После смерти юной художницы осталось около 12 тыс. рисунков.
Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.
Так же работает музей Нади Рушевой в Московской школе № 470, где она училась и которая сегодня носит ее имя.
После смерти Надежды Рушевой прошло более 160 её выставок Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других. В начале статьи я писал, что имя, которое родители дали при рождении Найдан. По монгольски оно означает Вечно живущая. Может быть в этом и был смысл её такой короткой но такой яркой жизни? Девочка прожившая всего 17 лет будет вечно жить в своих работах.
Автор - "Москва памятная"
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Невероятно талантливая девочка. Как она прекрасно передала в своих работах настроение и атмосферу Маленького принца. А Маленький кентаврик -просто шедевр. Голубь Пикассо и рядом не стоял.
> Сегодня я предлагаю вам вспомнить уникальную девочку, пришедшую в этот мир ровно 70 лет назад и за 17 отпущенных ей земных лет успевшая оставить яркий след не только в отечественном, но и в мировом искусстве. > > > > > > Надя Рушева (1952 – 1969) > > Будущая художница родилась в столице Монголии Улан-Баторе, где в то время работали её родители. Нужно сказать, что семья была творческой. Отец Николай Константинович Рушев был театральным художником – постановщиком. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева балерина. > Знакомство родителей Найдан (настоящее имя художницы) произошло в Тувинском музыкально-драматическом театре, где они вместе служили. В 1950 году их командировали в дружественную Монголию, где Наталья стала работать педагогом-балетмейстером, а Николай театральным художником. > Вскоре после рождения дочери семья вернулась в Москву, откуда был родом отец. > > > > Когда Наде было пять лет родители начали обращать внимание, что она рисует практически без перерыва, с утра до вечера. При этом отец, который как уже было сказано, являлся профессиональным художником, никогда не учил ее никаким приемам, не объяснял, как держать карандаш, пользоваться красками и т.д. Она до всего доходила сама. > > Когда Наде было 7 лет, и она училась в первом классе, произошел такой случай. > Папа решил почитать дочке «Сказку о царе Салтане» Пушкина. Надя взяла блокнот, карандаш и пока папа громко, по театральному, с выражением читал, все время, что то рисовала. Когда сказка закончилась, закончился и блокнот. В нем было 36 иллюстраций к только что услышанной сказке. > > И это не были детские рисунки. Персонажи были вполне узнаваемы, в них чувствовался характер героев, фигуры не были статичными. Сейчас эти рисунки хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве. > > > > > > > > > > Рисование стало для Нади жизненной потребностью. Каждый вечер она садилась к столу брала альбом и рисовала, выплескивая на бумагу впечатления прожитого дня. > У Нади была необыкновенная способность. > Она никогда не делала никаких набросков, эскизов и даже не пользовалась ластиком. > Каждый штрих ложился именно туда, куда было нужно. Когда её спрашивали, как ей это удается, она говорила: > "Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести". > > В 1962 году Надя начала заниматься в только что открывшемся Дворце Пионеров на Ленинских горах у педагога Людмилы Александровны Магницкой, которая сразу поняла, с каким уникальным дарованием ей пришлось столкнуться. > Она познакомила Надю со скульптором-анималистом академиком Василием Алексеевичем Ватагиным. > > > > Академик Ватагин и Надя Рушева > > Просмотрев рисунки девочки, Василий Алексеевич подарил ей свою книгу «Записки анималиста» с надписью: > «Милая Надя! Жду, желаю и верю в твои большие успехи. Твой дедушка В. Ватагин. 9 марта 1963 года», > > Её родителям он посоветовал: > «Не будем мешать её саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо её учить – надо лишь воспитывать. Пусть по прежнему ходит в обычную школу, а через год другой вернемся к этому разговору». > В 1963 году, когда девочке было всего 11 лет её рисунки были опубликованы в газете «Пионерская правда». > > Тогда же произошло её знакомство со знаменитым итальянским сказочником состоялась встреча Нади с известным итальянским детским писателем Джанни Родари. > Пришедший в восторг писатель организовал отправку работ московской школьницы в Италию, где они были выставлены в галерее города Генуи, а затем отправились за океан в США. > > В 1964 году рисунки Нади Рушевой публикует популярнейший журнал «Юность». Рисунки сопровождаются большой статьёй, о необычайно одарённой девочке, а в актовом зале редакции проходит выставка Надиных работ. > Осенью того же года более 80 работ выставляют в главном здании МГУ. > При жизни юной художницы прошло 15 её персональных выставок, в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. > > С каждым годом её работы становились все серьёзнее. Она создает большие циклы иллюстраций к «Войне и миру» > > > > > > > > > > «Маленькому принцу» > > > > > > > > > > «Мифам Древней Греции», произведениям Байрона и других западных классиков. Отдельное место в творчестве Нади Рушевой занимает цикл «Пушкиниана», где собраны не только иллюстрации к произведениям великого поэта, но и много рисовала его самого и Натали Гончарову. > > > > > > > > > > В 1966 году произошло огромное событие в культурной жизни нашей страны. В журнале «Москва» впервые публикуют роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». > Надя Рушева, которой в это время было всего 14 лет, создаёт цикл иллюстраций к бессмертному произведению который специалисты и сегодня считают лучшими из всех созданных за более чем 50 лет прошедших со дня первой публикации романа. > К сожалению это был последний цикл её работ. > > > > > > > > > > > > > 28 февраля 1969 года Надя Рушева и вместе с отцом отправились в Ленинград, где она принимала участие в съемках документального фильма «Моя Пушкиниана». На следующий день после возвращения домой, она встала, с аппетитом позавтракала, и начала собираться в школу. > Отец, находившийся в другой комнате, вдруг услышал вскрик и звук падения тела в прихожей. из прихожей. Кинувшись к дочери, Николай Константинович увидел, что девочка лежит на полу без сознания. > Приехавшая скорая помощь забрала Надю в больницу, где та скончалась через несколько часов. Причиной трагедии стала врожденная аневризма сосуда головного мозга, внезапный разрыв которой, привел к кровоизлиянию. > > Юная художница похоронена на Покровском кладбище находящемся неподалёку от парка Царицыно. > > > > На памятнике изображён «Маленький кентаврик», которого Надя нарисовала для цикла « «Мифы древней Греции». > > > > В 1975 году рядом с дочерью был похоронен отец Никлай Константинович, в 2015 мама Наталья Дойдаловна. > > После смерти юной художницы осталось около 12 тыс. рисунков. > > Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве. > > Так же работает музей Нади Рушевой в Московской школе № 470, где она училась и которая сегодня носит ее имя. > > После смерти Надежды Рушевой прошло более 160 её выставок Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
> В начале статьи я писал, что имя, которое родители дали при рождении Найдан. По монгольски оно означает Вечно живущая. Может быть в этом и был смысл её такой короткой но такой яркой жизни? Девочка прожившая всего 17 лет будет вечно жить в своих работах. > > Автор - "Москва памятная" quoted1
Пьяный джедай (Недемократ) писал (а) в ответ на сообщение:
> Удивительно красивые и одновременно "недетские" рисунки. > А ведь, рисовал фактически ребёнок, юная девушка... quoted1
Скажу вам, ребята, что в 1960-х такой стиль был всюду, я помню малость. Да и из книг тех времен можно видеть, иллюстрации. Это типа "Дайте жалобную книгу" или "Дети Дон-Кихота", так художники малюют похоже.
Особо при Хрущеве позднем стиль был развит, чуть раньше. Начало 1960-х. Графика такая штриховая.
Но девочка сильно талантлива была, конечно. Впитала здорово.
> > Пьяный джедай (Недемократ) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Удивительно красивые и одновременно "недетские" рисунки. >> А ведь, рисовал фактически ребёнок, юная девушка... quoted2
>Скажу вам, ребята, что в 1960-х такой стиль был всюду, я помню малость. Да и из книг тех времен можно видеть, иллюстрации. > Это типа "Дайте жалобную книгу" или "Дети Дон-Кихота", так художники малюют похоже. >
> Особо при Хрущеве позднем стиль был развит, чуть раньше. Начало 1960-х. Графика такая штриховая. > > Но девочка сильно талантлива была, конечно. Впитала здорово. quoted1
Три штриха карандашем и шедевр и полная физиогномика и характерность Охреневаю
Мученица Милица родилась 23 ноября 1891 года в селе Улиновка Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье чиновника, служившего на железной дороге, Ивана Кувшинова. Образование Милица получила в гимназии. В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и была близка лишь с монахинями из закрытых монастырей, их много тогда поселилось в городе. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали ее как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была. Допрошенный 15 января 1938 года лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги — закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция!» 22 января 1938 года Милица Ивановна была арестована, заключена в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день следователь допросил ее. — Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, дайте показания по этому вопросу. — Контрреволюционной агитацией я никогда не занималась. — Следствие предлагает вам быть правдивой и дать ваши показания о контрреволюционной агитации. — Повторяю, что я контрреволюционной агитацией не занималась. Допрос продолжался весь день и всю ночь, менялись только следователи. — Следствием установлено, что вы в октябре 1937 года высказывали террористические настроения по адресу партии и руководителей советского правительства, — и следователь зачитал показания лжесвидетеля. — Дайте показания по этому вопросу. — Я такого разговора не вела. — Следствие предлагает вам быть правдивой и дать показания о вашей контрреволюционной деятельности. — Контрреволюционной деятельностью я не занималась, и показания я даю правдивые. 23 января 1938 года следствие было закончено, и 26 января тройка НКВД приговорила Милицу Ивановну к расстрелу. За день до расстрела сотрудник НКВД сфотографировал ее, чтобы палачам не обознаться при казни. Милица Кувшинова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
> > в память замученных и растреляных коммунистами > > Мученица Милица родилась 23 ноября 1891 года в селе Улиновка Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье чиновника, служившего на железной дороге, Ивана Кувшинова. Образование Милица получила в гимназии. В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и была близка лишь с монахинями из закрытых монастырей, их много тогда поселилось в городе. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали ее как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была. > Допрошенный 15 января 1938 года лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги — закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция!» > 22 января 1938 года Милица Ивановна была арестована, заключена в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день следователь допросил ее. > — Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, дайте показания по этому вопросу. > — Контрреволюционной агитацией я никогда не занималась. > — Следствие предлагает вам быть правдивой и дать ваши показания о контрреволюционной агитации. > — Повторяю, что я контрреволюционной агитацией не занималась. > Допрос продолжался весь день и всю ночь, менялись только следователи. > — Следствием установлено, что вы в октябре 1937 года высказывали террористические настроения по адресу партии и руководителей советского правительства, — и следователь зачитал показания лжесвидетеля. > — Дайте показания по этому вопросу. > — Я такого разговора не вела.
> — Следствие предлагает вам быть правдивой и дать показания о вашей контрреволюционной деятельности. > — Контрреволюционной деятельностью я не занималась, и показания я даю правдивые. > 23 января 1938 года следствие было закончено, и 26 января тройка НКВД приговорила Милицу Ивановну к расстрелу. За день до расстрела сотрудник НКВД сфотографировал ее, чтобы палачам не обознаться при казни. Милица Кувшинова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. quoted1
Уничтожать, третировать, измываться над национальной культурой, старинная забава для очередных временщиков у власти
>> >> в память замученных и растреляных коммунистами >> >> Мученица Милица родилась 23 ноября 1891 года в селе Улиновка Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье чиновника, служившего на железной дороге, Ивана Кувшинова. Образование Милица получила в гимназии. В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и была близка лишь с монахинями из закрытых монастырей, их много тогда поселилось в городе. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали ее как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была. >> Допрошенный 15 января 1938 года лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги — закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция!» >> 22 января 1938 года Милица Ивановна была арестована, заключена в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день следователь допросил ее. >> — Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, дайте показания по этому вопросу. >> — Контрреволюционной агитацией я никогда не занималась. >> — Следствие предлагает вам быть правдивой и дать ваши показания о контрреволюционной агитации. >> — Повторяю, что я контрреволюционной агитацией не занималась. >> Допрос продолжался весь день и всю ночь, менялись только следователи.
>> — Следствием установлено, что вы в октябре 1937 года высказывали террористические настроения по адресу партии и руководителей советского правительства, — и следователь зачитал показания лжесвидетеля. >> — Дайте показания по этому вопросу. >> — Я такого разговора не вела. quoted2
> >
>> — Следствие предлагает вам быть правдивой и дать показания о вашей контрреволюционной деятельности.
>> — Контрреволюционной деятельностью я не занималась, и показания я даю правдивые. >> 23 января 1938 года следствие было закончено, и 26 января тройка НКВД приговорила Милицу Ивановну к расстрелу. За день до расстрела сотрудник НКВД сфотографировал ее, чтобы палачам не обознаться при казни. Милица Кувшинова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. quoted2
> > Уничтожать, третировать, измываться над национальной культурой, старинная забава для очередных временщиков у власти quoted1
вы два брата акробата...один ......, второй лопата.....
Я бы поделил людей на два типа — мухи и пчелы. Мухи любят дерьмо, для них — это смысл их существования и при этом от мух нет пользы, разносчики всякой гадости. А пчел привлекают яркие цветы и запахи. Пчелы создают мед. ZOV, ты муха, потому что любишь дерьмо — это твой мир и цель твоего существования. Зачем ты вообще нужен и зачем ты живешь? Это риторический вопрос. Ты бесполезен, как минимум.