В интернете: «Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнование в связи с кончиной режиссера Станислава Говорухина … (15.06.2018)»
«Глубоко опечален известием о кончине Станислава Сергеевича Говорухина — российского режиссера и артиста. Он неустанно находился в поиске ответов на важные духовно-нравственные вопросы, стоящие перед современниками. Вечная ему память.»
> В интернете: «Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнование в связи с кончиной режиссера Станислава Говорухина … (15.06.2018)""Глубоко опечален известием о кончине Станислава Сергеевича Говорухина — российского режиссера и артиста. Он неустанно находился в поиске ответов на важные духовно-нравственные вопросы, стоящие перед современниками. Вечная ему память.»
Я с Кириллом полностью согласен… умер просто хороший человек (российский режиссер и артист, без приставки "великий"). Много трудился. Вечная ему память.
> Говорухин ваще никому вызовов не делал. Всегда был в струе… quoted1
А если подумать об этом не так плоско? «Великие бросают вызов Вечности» — это же очевидно. Например, Энштейн… А ранее Сократ, Платон, Аристотель… и ещё много великих. Разве нет? Произведение, пережившие автора и не потерявшие свою актуальность, разве не вызов Вечности?
>> Говорухин ваще никому вызовов не делал. Всегда был в струе… quoted2
> > А если подумать об этом не так плоско? > "Великие бросают вызов Вечности" — это же очевидно. > Например, Энштейн…
> А ранее Сократ, Платон, Аристотель… и ещё много великих. > Разве нет? > Произведение, пережившие автора и не потерявшие свою актуальность, разве не вызов Вечности? quoted1
Это ещё раз подтверждает то, что нельзя торопиться с оценками тех или иных личностей. Так и с Говорухиным, рано его оценивать, пусть его оценят другие поколения, если вспомнят. Пусть ему земля будет пухом!
Рвутся стропы, что сдерживают искусство на грани бездны. Ушёл из жизни Геннадий Рождественский. Музыкант, всемирно известный дирижёр, мыслитель, он оставил в память о себе более семисот дисков и пластинок с произведениями современной и классической музыки, шлейф успеха выступлений с лучшими оркестрами мира: Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, оркестром Чикаго, Амстердамским оркестром «Консертгебау» (Concertgebouw)… Книги «Треугольники», «Мысли о музыке», «Преамбулы», ораторию на слова Алексея Ремизова «Заповедное слово русскому народу».
Как о явлении, о Геннадии Рождественском заговорили сразу, едва он переступил порог Большого театра. В двадцать лет, будучи студентом Московской консерватории, он стал дирижёром сценно-духового оркестра, работал над спектаклем «Борис Годунов», дирижёром-постановщиком которого — Николай Голованов. «Когда думаешь о творческом облике Николая Семёновича Голованова, — напишет Николай Аносов, отец и учитель Геннадия Рождественского, — то основной, наиболее характерной чертой представляется его национальная сущность. Русская национальная настройка творчества пронизывает исполнительскую, дирижёрскую и композиторскую деятельность Голованова». В 1963 году Геннадий Рождественский — за пультом оркестра Большого театра; театр представляет «Спящую красавицу» — дебют Юрия Григоровича в Москве. Так складывается творческий союз дирижёра и балетмейстера, вершинное завоевание союза — премьера балета «Спартак» (1968 год). Геннадий Рождественский к тому времени известен уже как тонкий и артистичный музыкант, обладатель виртуозной дирижерской техники, главный дирижёр Большого театра, главный дирижёр Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
…Взлёт карьеры Геннадия Рождественского приходится на смену вех. Рухнул «железный занавес», интерес ко всему западному — на подъёме. И прежде всего — к наследию композиторов «нововенской школы»: Шёнбергу, Веберну, Бергу. Школа известна ещё с 20-х годов ХХ века, но в моду входит (и не только в СССР) в 60-е. Тогда же в Москву приезжает Игорь Стравинский, классик «русского авангарда» сходит с трапа самолёта и глазам не верит: его встречают сотни восторженных людей. В Москву приезжает Пьер Булез, классик уже «французского авангарда», концерт с симфоническим оркестром Би-Би-Си становится знаковым событием для всех, «причастных к Новой музыке».
Духовная и интеллектуальная восприимчивость к новизне — один из феноменов дарования Геннадия Рождественского. Маэстро знакомит советскую публику с партитурами Пуленка, Хиндемита, Орфа, даёт премьеры оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь», балета «Весна священная» Стравинского. Интерпретации Геннадием Рождественским сочинений Шостаковича, Прокофьева занимают превосходное место в сокровищнице мировой музыки. Геннадий Рождественский открывает и «второй авангард»: сочинения Шнитке, Денисова, Губайдулиной… Тень славы, как принято говорить, «опальных» в СССР композиторов — исподволь перебрасывается на Геннадия Рождественского тоже.
Вполне достаточно репутации дирижера с «эстетическими разногласиями с советской властью», пропагандиста «современной музыки», музыканта со связями с влиятельным Западом, чтобы получить от министра культуры Михаила Швыдкого приглашение возглавить Большой театр. И Геннадий Рождественский приглашение принимает. 2 сентября 2000 года представлен труппе театра в статусе генерального художественного руководителя. Маэстро объявляет о решении пересмотра репертуарных планов театра, готовности вернуть в театр патриарха Русского балета Юрия Григоровича, «самодержца в изгнании», выступает против постановки Пьера Лакотта балета «Дочь Фараона», вольной стилизации хореографии Петипа. Художественный руководитель театра называет либретто балета «китчем», музыку «безобразной»… Как следствие, разгорается скандал. Геннадий Рождественский в свои неполные 70 лет не ведал, что творил. Балет «Дочь фараона» был больше, чем балет — символом конца «русским денькам» в театре, утверждения «нового курса». Еще вчера «прогрессивный музыкант» сегодня оказывается «нерукопожатным», «барином-самодуром»; амбициозный, изнеженный любовью и избалованный вниманием публики Геннадий Рождественский становится новой жертвой дискредитации. Либеральные СМИ как по команде срываются с цепи… 17 июня 2001-го Геннадий Рождественский покидает кабинет генерального художественного руководителя Большого театра, причины поступка объясняет в открытом письме на имя министра культуры Михаила Швыдкого.
Геннадий Рождественский говорит в письме о тщетности попыток вывести театр из «дилетантской обывательской трясины», о «катастрофической неспособности Большого театра» к осуществлению постановки оперы «Игрок» Прокофьева, о нищете как той свободе, которую в результате реформ приобрели солисты оперы, о «лживости и некомпетентности» поставщиков информации, кто «невежественной писаниной <…> деформирует сознание людей и делает это совершенно безнаказанно»… «Меня обливали грязью, невзирая ни на мой возраст, ни на мои, пусть незначительные, но всё-таки некоторые заслуги перед русским искусством, — фрагмент из письма, — служению которому я отдал 50 лет». «Примите, г-н министр, мои уверения в совершенном почтении. Искренне не Ваш Геннадий Рождественский, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, профессор»… Письмо так и осталось практически незамеченным.
19 июля Большой театр даст премьеру балета «Дочь фараона» в постановке Пьера Лакотта… Было что-то иррациональное в противостоянии Геннадия Рождественского постановке этого балета. Что-то из 50-х, из «сталинского ампира», из завещания Николая Голованова: «титан русской оперы» не принимал произведений, не достойных, на его взгляд, сцены Большого театра… 16 июня, за месяц до премьеры, Геннадий Рождественский ушёл из жизни. Как несломленный. Как воин Олимпа.