В первой половине XIX века фольклористами владела так называемая натуристическая, или солярно‑метеорологическая теория, согласно которой легенды и мифы — всего лишь отражение явлений природы: смены времён года, грозы, восхода и захода солнца. После того как Шлиман с «Илиадой» в руках откопал Трою, ударились в другую крайность — стали считать мифы и сказки произведениями едва ли не реализма. Конечно, любое произведение искусства связано с жизнью, оно возникает из окружающего мира и человеческой души. А у души этой есть не только светлые грани, но и тёмные. Но вот что свет, а что тьма, часто зависит от точки зрения…
В основу своих исследований британский религиовед и этнолог Джеймс Фрэзер (1854−1941) положил три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и противоположность разума предрассудку. Самая известная его работа — «Золотая ветвь». Менее известна у нас книга «Фольклор в Ветхом Завете». Обратимся ко второй главе этого труда, где рассказывается о Самсоне. «Среди величавых судей Израиля богатырская фигура Самсона производит странное впечатление. Библейские авторы передают, что Самсон в течение двадцати лет был судьёю в Израиле, но они не сохранили нам ни одного приговора, который он вынес в качестве судьи; если же приговоры эти соответствовали его подвигам, то едва ли можно признать Самсона образцовым судьёй. Его влекло к побоищам и ссорам, поджогу скирд и налётам на жилища блудниц. Короче говоря, он больше походил на забулдыгу и сорвиголову, чем на настоящего судью. Вместо скучного перечня его судейских приговоров нам преподносят занимательный, хотя и не слишком нравоучительный рассказ о его любовных и боевых, вернее, разбойничьих приключениях; потому что, если верить (а не верить мы не можем) библейскому рассказу о деяниях этого хвастливого распутника, он никогда не предпринимал регулярной войны и не стоял во главе национального восстания против филистимлян, угнетавших его народ. Он лишь время от времени выступал вперёд наподобие одинокого паладина или странствующего рыцаря и косил их направо и налево, размахивая ослиной челюстью или каким‑либо другим оружием в том же роде, подвернувшимся под руку. <…> Лишь сверхъестественная сила, безудержная храбрость и некоторый налёт юмора возвышают образ Самсона над банальным типом простого разбойника и придают ему сходство с героями комической эпопеи в стиле Ариосто».
Несмотря на лёгкую иронию («не верить мы не можем»), Фрэзер был убеждён в реальности существования Самсона и возражал учёным, считающим, что его история — солярный миф, символизирующий солнце, побеждающее тьму. (Имя «Самсон» означает «Солнышко».) Как шотландский патриот и соотечественник Вальтера Скотта, Фрэзер сравнивает Самсона с героем одного из его романов — борцом за независимость Шотландии: «Какой‑нибудь житель пограничных гор, своего рода еврейский Роб Рой, отличавшийся неукротимым нравом, необычайной физической силой и беззаветной храбростью, прославился своими дикими набегами на долину филистимлян и сделался народным героем Израиля».
Но в отличие от патриархального шотландца, Самсон не был примерным семьянином. Его погубила любовница, которая, вопреки строго филологическому смыслу этого слова, не любила, а лишь прикидывалась любящей. После трёх неудачных попыток выведать тайну необычайной силы Самсона женщина упрекнула героя в том, что он не любит её:
«И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: „люблю тебя“, а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» (Суд 15−17).
Конец известен: Далида остригла Самсона, после чего «филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Суд 21).
Если смотреть на Кащея через эту призму, то найдутся и хорошие черты, схожесть с Самсоном
>> дизайн русского иллюстратора Амока Амокова (Роман Папсуев). quoted2
>Имхо, очень слабый закос под графику варкрафт > Причем, гораздо слабей. quoted1
Ну ты сравнил, Близардов с миллионными оборотами и составом графикоф-художников и художника-одиночку. Здесь не закос наверное, а следование тренду, либо типа реалистичная графика или мультяшная. Если это для игр, то вообще понятно, что другое оружие кроме посохов для колдуна и мечей, луков ничего не придумано. Но якобы славянский Волколак с когтями как у ниндзь, наверное перебор. А Дмовой так вообще класс.
>> богиня (merimmm2015) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> imми (imi) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Тема будет дополняться иллюстрациями к сказкам, прошу сильно не флудить >>> Ага…, а об чем эта тема? Хотите сказать что сказка это быль?…, или… quoted3
>>Взгляните на название форума, где расположена тема, а так, сказки на то они и сказки, каждому свое несут, а уж символизма то сколько в образах >> >> Ранее психоанализ занимался в основном анализом всемирно известных мифов и легенд. Анализ сказочных героев дает так же много точной информации о культурном и социальном развитии определенной эпохи. Сказки о Кощее Бессмертном символизируют борьбу отца и сына за женщину, типов семьи (матриархата и патриархата) и социальных взаимоотношений. Кощея, образ авторитарного отца, патриархата и стяжательства побеждает Иван Царевич, символизирующий одного из восставших сыновей, матриархат и социальную справедливость. В сказке отображены и области взаимодействия героев на психическом уровне: загробный мир соответствует бессознательной динамической части психики, мир живых соответствует ее статическому содержанию. Кощей Бессмертный является синтетическим образом различных типов Змеев, встречающихся в русских сказках. Все они символизируют антисоциальные качества патриархального тотемизма. Иван Царевич искореняет бессознательное психическое влияние авторитарного предка, преобразуя акт зарождения ребенка: ломая иглу, символизирующую мужское генетическое начало. >> >> 29 февраля Кащеев день между прочим >> >> В Упанишадах говорится, что наш мир похож на ларец (сундук), это наша вселенная, небо — это крышка, дно — это земля. Внутри него помещается заяц (символ луны, фаллический символ, души приходят на землю через Луну). >> >> В сундуке утка (гусь, лебедь — это световая субстанция, огонь или свет на водах). Внутри утки яйцо — начало всех начал. В яйце — игла, на конце которой и находится — смерть Кощея (Кашьяпы, Единства). >> >> И таким образом Кашьяпа (черепаха, Кощей Бессмертный) прекращает существование Это русский вариант мифа о Рождении и Смерти, который есть в Махабхарате и Упанишадах. Наши предки в сказках сохранили тот информационный код, который был до христианизации. >> >> > Ушпанишады (раскрыть) >> >> Upa-ni-sad — означает «сидеть около», <nobr>т. е.</nobr> у ног Учителя, получая наставления. >> Упанишады — раздел ведийской литературы, поучения, передаваемые ученику от Учителя. Подчёркивался тайный, сокровенный смысл учения, которое не следует передавать всем. >> Упанишады анонимны, это шрути (услышанное), откровения, переданные мудрецам свыше. Упанишады возникли около 2500—3000 лет назад, являются одними из первых памятников мировой философской мысли. >> Тексты не простые, много аллегорий («скрытое в Упанишадах»), были предназначены в основном для отшельников, уединившихся в лесу и предающимся благочестивым размышлениям, отрёкшимся от мира. >> Первый, наиболее известный перевод Упанишад был сделан по приказу Дара Шукуха, старшего сына Шах-Джахана (император моголов). >>
>Символизмы в теме (графические) к эпосу, ни какого характера не несут, кроме пародии на взгляд к современному западному направления фентези… > … > Здесь более уместно данные типажи сравнить с типажами скажем Игры престолов… > Или к образам серий фильма по Толкиену… > … > Зверские физиономии с рядами длинных зубов… > И крайне европейское рыцарское облачение…?
> При чём здесь вообще Кащей…? > … > Я про Бабу Ягу молчу…))) quoted1
Интерпритация Сегодня .ua 2014 год
Кощей Бессмертный пришел к нам с Запада Вы думаете, он мертв? Он жив! Он живее всех живых. Бодрый старичок не скоро успокоится
http://inosmi.ru/world/20141120/224390548.html В русских народных сказках Кощей Бессмертный — самый страшный персонаж. С Лешим можно подружиться. Змею-Горынычу — отрубить мечом все три головы. Даже с Бабой-Ягой есть шанс столковаться. Если хорошо ее попросить, она даже укажет к тому же Кощею дорогу.
А с Кощеем ни дружба, ни переговоры невозможны. Его ни стрела, ни пуля не берут. Это само Вселенское Зло в чистом виде. Вдумайтесь: мы — смертны, а он — бессмертный! И никому добра не делает!
Откуда вообще эта сволочь завелась в наших сказках? Тем более что сказка быль, а в ней намек. Да и не сказка это вовсе, а сгущенный до предела исторический опыт столкновения наших пращуров с враждебной, более развитой цивилизацией. ……
Ещё немного о кощее. Другой источник: В книге, написанной по лекциям П.П.Глобы, находим интересную информацию о классических героях русских сказок: «Имя „Кощей“ произошло от названия священных книг древних славян „кощун“. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли „кощеем“. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…) А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно — во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово „кощунство“, то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…) И Баба-Яга у нас популярная личность… Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели. Роль „русской Ариадны“ делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть». (Человек — Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.:Арктида, 1996 г.)
Гражданин мира (Herovim) писал (а) в ответ на сообщение:
> imми (imi) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника quoted2
> > imми (imi) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь) quoted2
>Фасмер здесь прав. Сперва так называли худых, костлявых людей. А так как худыми были кочевники не знающие земледелия и оседлости и вечно голодные, то за ними и закрепилось это название, позже видоизменённое в слово «кочевник». А так как они чаще всего и попадали в невольники, то какое-то время это слово означало и раба. quoted1
Я не то, чтобы претендую на истину, но почему именно Фасмер прав? Мы не доверяем нашему всему Пушкину, у которого К а щей и Далю, у которого «касть «- пакость. А уж имзмениние «о» на «а «и «е» на «и» «т» на «д» не редкость.
До этого нельзя доходить… Я в смысле популиизма стандартных форм дешёвых комиксов… … Это не Кащей… Это какой то из призрачных, во временном подчинении Арагорну…
>>> богиня (merimmm2015) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> imми (imi) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>> Тема будет дополняться иллюстрациями к сказкам, прошу сильно не флудить >>>> Ага…, а об чем эта тема? Хотите сказать что сказка это быль?…, или… >>> Взгляните на название форума, где расположена тема, а так, сказки на то они и сказки, каждому свое несут, а уж символизма то сколько в образах >>> >>> Ранее психоанализ занимался в основном анализом всемирно известных мифов и легенд. Анализ сказочных героев дает так же много точной информации о культурном и социальном развитии определенной эпохи. Сказки о Кощее Бессмертном символизируют борьбу отца и сына за женщину, типов семьи (матриархата и патриархата) и социальных взаимоотношений. Кощея, образ авторитарного отца, патриархата и стяжательства побеждает Иван Царевич, символизирующий одного из восставших сыновей, матриархат и социальную справедливость. В сказке отображены и области взаимодействия героев на психическом уровне: загробный мир соответствует бессознательной динамической части психики, мир живых соответствует ее статическому содержанию. Кощей Бессмертный является синтетическим образом различных типов Змеев, встречающихся в русских сказках. Все они символизируют антисоциальные качества патриархального тотемизма. Иван Царевич искореняет бессознательное психическое влияние авторитарного предка, преобразуя акт зарождения ребенка: ломая иглу, символизирующую мужское генетическое начало. >>> >>> 29 февраля Кащеев день между прочим >>> >>> В Упанишадах говорится, что наш мир похож на ларец (сундук), это наша вселенная, небо — это крышка, дно — это земля. Внутри него помещается заяц (символ луны, фаллический символ, души приходят на землю через Луну). >>> >>> В сундуке утка (гусь, лебедь — это световая субстанция, огонь или свет на водах). Внутри утки яйцо — начало всех начал. В яйце — игла, на конце которой и находится — смерть Кощея (Кашьяпы, Единства). >>> >>> И таким образом Кашьяпа (черепаха, Кощей Бессмертный) прекращает существование Это русский вариант мифа о Рождении и Смерти, который есть в Махабхарате и Упанишадах. Наши предки в сказках сохранили тот информационный код, который был до христианизации. >>> >>> > Ушпанишады (раскрыть) >>> >>> Upa-ni-sad — означает «сидеть около», <nobr>т. е.</nobr> у ног Учителя, получая наставления. >>> Упанишады — раздел ведийской литературы, поучения, передаваемые ученику от Учителя. Подчёркивался тайный, сокровенный смысл учения, которое не следует передавать всем. >>> Упанишады анонимны, это шрути (услышанное), откровения, переданные мудрецам свыше. Упанишады возникли около 2500—3000 лет назад, являются одними из первых памятников мировой философской мысли.
>>> Тексты не простые, много аллегорий («скрытое в Упанишадах»), были предназначены в основном для отшельников, уединившихся в лесу и предающимся благочестивым размышлениям, отрёкшимся от мира. >>> Первый, наиболее известный перевод Упанишад был сделан по приказу Дара Шукуха, старшего сына Шах-Джахана (император моголов). >>> quoted3
>>Символизмы в теме (графические) к эпосу, ни какого характера не несут, кроме пародии на взгляд к современному западному направления фентези… >> … >> Здесь более уместно данные типажи сравнить с типажами скажем Игры престолов… >> Или к образам серий фильма по Толкиену…
>> … >> Зверские физиономии с рядами длинных зубов… >> И крайне европейское рыцарское облачение…? quoted2
>
>> При чём здесь вообще Кащей…? >> … >> Я про Бабу Ягу молчу…))) quoted2
>Интерпритация Сегодня .ua 2014 год > > Кощей Бессмертный пришел к нам с Запада > Вы думаете, он мертв? Он жив! Он живее всех живых. Бодрый старичок не скоро успокоится > > http://inosmi.ru/world/20141120/224390548.html > В русских народных сказках Кощей Бессмертный — самый страшный персонаж. С Лешим можно подружиться. Змею-Горынычу — отрубить мечом все три головы. Даже с Бабой-Ягой есть шанс столковаться. Если хорошо ее попросить, она даже укажет к тому же Кощею дорогу. > > А с Кощеем ни дружба, ни переговоры невозможны. Его ни стрела, ни пуля не берут. Это само Вселенское Зло в чистом виде. Вдумайтесь: мы — смертны, а он — бессмертный! И никому добра не делает! > > Откуда вообще эта сволочь завелась в наших сказках? Тем более что сказка быль, а в ней намек. Да и не сказка это вовсе, а сгущенный до предела исторический опыт столкновения наших пращуров с враждебной, более развитой цивилизацией. > ……
И жил в Альпийских горах…? О нём там конечно помнят… … Может стрелочку на компасе перевнём на сто восемдесят градусов на восток к Уральским…? Там Его и помнят… … А некоторые до сих пор, после плотного ужина и наблюдать изволят…
Рождаются, правда мозги набекрень. Во времена советские ходили среди художников-оформителей фотокопии картинок неизвестного художника на сказочные темы. Правда, в порно-вариациях. Но рука мастера-рисовальщика чувствовалась. Выложил бы здесь парочку, да череп впаяют.