>Здесь можно говорить о таких базисных элементах диалектического материализма (и Православия) как единство Информации, Меры и Материи.
Боже, как все запутано. И запущено. Из Ваших слов "диалектического материализма (и Православия)" можно понять, что православие Вы рассматриваете, как частный случай материализма. Или, по крайней мере, объединяете их, как системы, имеющие общие "базисные элементы". Между тем, хорошо известно, что "материализм" (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. В то же время "православие", как и другие христианские (и не только христианские) конфессии учит о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Следовательно, православие — прямой и явный враг материализма, да и вообще, любого научного подхода, враг разума и познания.
> Началась бы жизнь по одним лишь правилам (по программам, > как и у настоящих роботов), мышление бы начисто атрофировалось. > Чепуха! quoted1
)))))))))))))) Еще, какая чепуха, ты бы знал.
Ты, конечно, не робот?
Это ведь не ты автопроизводишься, создавая себе подобного и утилизируешься, когда не в состоянии выполнять свою функцию автотиражирования?
Чем ты отличаешься от создаваемых тобой игрушек? О каком мышлении ты говоришь? Что это вообще такое?
Все о чем ты размышляешь, ты копируешь из той перфоленты, которая всажена тебе в клетки. Что ты придумал такого, чего нет в природе? Чтоб тебя не напрягать гомологиями, самое простое и тебе понятное – шприц. Принцип действия ты слямзил с собственного механизма копирования.
Какой ты мыслитель? Ты жалкий копировщик возомнивший о себе.
))))))))))) Если бы кто-нибудь еще знал, что такое «познание»?
Участь того образования, которое ты окрестил человеком – это вялая реакция на изменения Универсума. Неужели ты можешь представить, что нагретая вода(газ), стремясь вверх, мыслит и занимается познанием?
Вот видите, я же предупреждал, что нарываетесь на целый научный и теологический опус. Ну как с Вами ещё объясняться? Не буду же я тут весь курс теологии излагать. Кстати, о подобных вещах вещает и наука.
> Из Ваших слов "диалектического материализма (и Православия)" можно понять, что православие Вы рассматриваете, как частный случай материализма. Или, по крайней мере, объединяете их, как системы, имеющие общие "базисные элементы". quoted1
Несомненно, общие базисные элементы присутствуют. Тем не менее система связи опирается на диалектику познания.
> Между тем, хорошо известно, что "материализм" (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. > В то же время "православие", как и другие христианские (и не только христианские) конфессии учит о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. quoted1
Неплохо, даже пафосно. Мы имеем дело с материалистической деалектикой, кстати, вышедшей из диалектического идеализма (начиная с Гегелевского принципа единства и борьбы противоположностей, как в древнекитайской философской концепции взаимодействия противоположностей инь и янь) и по сути начавшейся с Марксистского перевода правил диалектики на базу материализма. В свою очередь, Гегель тоже находился под влиянием идей Канта. И поэтому известный логик К.Поппер был удачлив в критике, но так и не опроверг диалектики, поскольку его суждение о триаде: тезис - антитезис = синтез, не учитывали программируемость этого ряда. И диалектика использует инструментарий логики. Она не может противоречить логике, хотя объемлет её. Поэтому для постижения процессов материального мира эта методология весьма эффективна, она как бы приземляет человека, заставляя осознавать реальность. Но не следует забывать о психике (психо от греч. psyche — душа) Ограниченность разума человека вполне очевидная штука. Целенаправленность развития находится в зависимости от самоощущения. И точно также, как у Человека, как животного, наделённого разумом и постигающим этот мир ощущениями органами чувств (коих, как известно, 5), у Личности есть свои органы чувств. Вопрос о первичности или вторичности яйца или курицы (материализма или идеализма) здесь неважен. В данном контексте мы имеем разные, хотя взаимозависимые сферы. Отсюда дуалистичность Человека, как разумного животного и духовной личности. Эти две сферы связаны Природой человека, а применять одни мерки даже к тождественным объектам сложно. Несомненно, что наш окружающий мир может строиться только путём функционирования материальных закономерностей, на которые мы сознательно или бессознательно влияем и которые используем. Но и другие законы от этого не перестают существовать.
> Следовательно, православие — прямой и явный враг материализма, да и вообще, любого научного подхода, враг разума и познания. quoted1
«Нельзя представить себе ничего настолько абсурдного или неправдоподобного, чтобы не быть доказанным тем или иным философом» (Декарт)
Логика – наука о способах доказательств и опровержений (Советский энциклопедический словарь 1986 г.).
Все функционально специализированные разновидности логики по-своему отвечают на вопрос: как от истинных суждений и посылок, исходных данных, прийти к истинным суждениям-следствиям, решениям, ответам на вопросы. Для логики характерно обусловленность каждого из последующих суждений, суждениями предыдущими, с исходными данными. При этом все вопросы в логической процедуре проистекают из предшествующих суждений.
Диалектика, в каком-то смысле не логика. Она объемлет логику в том смысле, что вопросы по ходу диалектического процесса познания и ответы на них могут проистекать из: - исходных данных и предыдущих суждений (что имеет место в логике); - из догадок, обоснованных как-то иначе, а не логически; - «браться с потолка», т.е. никак не обоснованных. В логике на это право имеют только аксиомы; - интуитивных предположений и понятийно не ясного ощущения не выявленных формально причинно-следственных связей разных, казалось бы не связанных друг с другом, явлений;
В силу двух последних обстоятельств, диалектика является не формализуемым искусством, психическим навыком, возможность освоения которого генетически заложена в человеке, но который невозможно освоить формально алгоритмически.
Несмотря на не формальность законов диалектики, они выражаются в конкретных языковых формах. Эти формы требуют внесения в них адекватного жизненного содержания, но что не во всех случаях поддаётся формализации и автоматизации.
Если для успеха логической процедуры достаточно большей частью левополушарного, дискретно-абстрактно логического мышления, то для успеха диалектического процесса, требуются чувства и организация психической деятельности в целом, включая взаимодействие абстрактно-логического, процессно-образного и ассоциативного мышления.
Совершаемые ошибки, причины сбоя диалектического процесса познания состоят в ошибочности мировоззрения и неорганизованности психики.
Мировоззрение человека представляет собою систему его собственных, субъективных, образных представлений о жизни и может быть: - калейдоскопическим, когда субъективные образы жизненных воззрений большей частью разрозненны и определённые взаимосвязи между ними, адекватные взаимосвязи жизни, явлений, несущих первообразы, отсутствуют. Взаимосвязи устанавливаются и разрушаются хаотично под воздействием извне, подобно тому, как пересыпаются разноцветные стекляшки в калейдоскопе, образуя причудливые узоры, но не складываются в картину Мира; - мозаичное (кластерное) мировоззрение отличается от калейдоскопического тем, что субъективные образы в психике большею частью взаимосвязаны друг с другом и образуют более или менее адекватную картину Мира. Подобно тому, как фрагменты мозаики складываются в определённую картину. Мозаичное мировоззрение может быть двух типов: 1.) «Я-центричное», в котором картина Мира рисуется так, что в её центре оказывается сам субъект. В нём мир представляется разным, в зависимости от того, какое положение в нём занимает сам субъект. Кроме того, горизонт, обозримы субъектом с его колокольни, ограничен, поэтому то, что за ним скрывается, частенько замещается собственными или приобретёнными фантазиями о неведомом. В следствии чего «Я-центричное мировоззрение» всегда оказывается ограниченным и в конфликте с неограниченностью, тем более глубокой, чем более не адекватнее фантазии о неведомом (тому, что объективно существует, но неизвестно). «Я-центричное» мировоззрение строится на понятийных категориях: пространство, время, вещество (и даже дух), которые в разные исторические эпохи могут представать под разными именами и в разных комбинациях. 2.) Богоначальное мировоззрение, в котором картина Мира рисуется на основе Богом данных образных представлениях о жизни, взаимосвязях и явлениях. Это мировоззрение – триединство Материи, Информации и Меры. В этом мировоззрении Пространство и Время – вторичные категории, которые являются следствием Меры и представляют собою порождение процесса соизмерения разных явлений в жизни друг с другом. И в котором, общая картина Мира принимает свойство голограммы. То есть, в ней на один и тот же предмет возможен взгляд с разных точек зрения, попеременно, так и одновременно, а сама картина Мира не изменяется в зависимости от точки зрения – положения своей колокольни.
Понятие компонента психики человека, которые представляют собою определённые субъективные образы в их определённой взаимосвязи с языковыми средствами того или иного языка, которым пользуется субъект. Миропонимание – система понятий в их взаимосвязей. Миропонимание неразрывно связано с мировоззрением, поэтому человеку свойственно и определённое миропонимание, определённое одним из трёх названных типов мировоззрения (калейдоскопичное, мозаичное «Я-центричное», мозаичное «Богоначальное»).
Диалектический процесс познания не работает на основе пустословия, когда за словами нет образов явлений, о которых идёт речь. Диалектический процесс порождает ошибки, когда есть неточности словоупотребления и когда миропонимание построено на не адекватных взаимосвязей образов, языковых средств или на неадекватных образных представлениях. На основе мозаичного «Я-центричного» мировоззрения диалектический процесс работоспособен, когда опирается на адекватные жизни фрагменты воззрений и не предсказуемо утрачивает работоспособность, когда переходит на не адекватные жизни мировоззренческие фрагменты.
Искусство диалектики познания и созидания. Есть два способа жить и делать в жизни всякое дело: 1-й, (наиболее распространённый): по личному опыту и опыту окружающих. Здесь можно бороться с обстоятельствами и самим собой в меру своих сил, способностей и понимания. А когда их не хватает – плыть по течению в потоке обстоятельств, пока эти обстоятельства не уничтожат человека окончательно либо пока они его не отпустят с ущербом или без для него и окружающих. 2-й, это когда жизнь и дело как бы сами себя делают, следуя воли человека, слившегося воедино с жизнью и тем самым свободой от неподвластных или угнетающих обстоятельств. Это подобно в слаломе, скольжение с горы на лыжах или плаванию под парусами, скольжение на сёрфере по волне, парению на дельтаплане. Подобно пониманию того, что есть сила, которая несёт сама, а тебе остаётся принять её и слиться с нею, с устройством, на которое воздействует (лыжи, парусник, планер) и направлять её воздействие, чтобы насладиться ощущением свободы и лёгкости полёта, достижения определённых целей. Однако если удержаться на естественно несущей силе не удастся, то неизбежны неприятности, от мелких (потеряв одну волну сёрфингист дождётся следующей), средних (команда, лишившись паруса, будет вынуждена потратиться на буксировку и ремонт), крупных (упавший или заруливший не туда слаломист может изрядно покалечиться и даже погибнуть, покалечить оказавшихся на его пути людей. Т.е. потеря самообладания, координации в отношении себя и влекомое этим потеря потоконесущей силы, или обрушение этой потоконесущей силы на себя самого, в приведённой аналогии, эквивалентно первому способу жизни и деятельности. Слалом на лыжах, сёрфинг… - заложено в потенциале в каждом из нас, генетически, т.е. без участия самого человека и человечества в целом. Если эта грациозность не проявляется в каждом представителе человека в повседневной жизни, то это вина культуры, образа жизни цивилизации, в которой малоподвижный способ существования закрепощает развитие природных задатков, включая задатки грациозности, а также вгоняет их в область забвения. У некоторых взрослых культура блокирует бессознательные навыки владения телом, которые были им свойственны в детстве. Культура, вместе со всякого разного рода психическими блоками, зажимами, тормозами, внесла в их психику разнородные страхи оказаться несостоятельными в тех или иных жизненных ситуациях. И под властью определённых страхов (грехов, пороков) взрослый уже не способен делать то, что легко делал в детстве, когда страх в его психики ещё не был. Поэтому если жизненные обстоятельства потребуют чего-то грациозного, то большинство уклонится под воздействием страхов, ввиду ощущений своей несостоятельности, слабости, а если не уклонится, то страхи внутренне антагонизируют их психику так, что ничего существенного они уже не сделают, не свернув себе шею. Только малое количество взрослых в критических обстоятельствах способны явить свою ситуационную состоятельность. Именно поэтому одна из рекомендаций Христа: «Истинна, говорю Вам, если не обратитесь и не будете как дети - не войдёте в царствие Божие» (хотя в каноническом тексте от Матфея (глава 18 стих 3) стоит не Божие, а небесное, но это неправильный перевод). 2-й режим, когда жизнь и дело как бы сами себя делают, обусловлен качеством развития культуры, т.е. обусловлен деятельностью самих людей. Умение жить и работать без устали, на основе принятия в себя потока силы, потенциально доступно человеку. Это жизнь в единении с мирозданием и опоре на естественные потоки энергии, а вовсе не раскрытие каких-то резервных сил человека, как автономной машины. Собственные запасы энергии индивиды необходимы главным образом лишь для того, чтобы войти в энергетику течения событий и удерживать себя в ней при каких-то несогласованностях между собой и потоком событий, которые не приводят к выбрасыванию индивида из потоконесущей его силы, оказывая при этом целесообразное воздействие на течение потокособытий. Это подобно плаванию под парусами: хотя ветер и несёт парусник, но чтобы настроить корабль определённым курсом в определённом скоростном режиме, команде приходится тянуть снасти своими силами. Если с парусами не работать, то парусник превращается в игрушку стихии и гибнет, и это вопрос времени.
Поэтому СВОБОДА это Совесть ВОдительство БОгом ДАнное (что противоречит идеям либерализма). Если предназначение человека было бы быть Боговдохновенном автоматом, то разум и воля ему были бы не нужны. Разум дан для того, чтобы человек мог направлять свою волю в русло промысла Божьего. А для этого, ум, разум, должны быть настолько подчинены воли человека, чтобы можно было бы достичь понимания этого промысла, чтобы понять место и возможности человека и человечества в нём. Т.е. умение осмысленно познавать жизнь просто необходимо. Без этого навыка нельзя жить достойно. Мыслить познавательно-творчески, а не комбинаторно, крайне сложно. Если рассмотреть процесс осмысленного познания как таковой, то это поток разрешения разного рода неопределённостей. Промысел Божий, попущения Божии, пределы попускаемого (за которые выйти не возможно), чёрное и белое, умение осмысленно различать, классифицировать, задавать определённо понимаемые вопросы и умение находить определённо понимаемые ответы – в этом общая суть всякого познания, вне зависимости от того, что именно стремится познать тот или иной человек (или коллектив).
Диалектика с элементом Богоначалия основана на триединстве материи, информации и меры. Ссылка: «…Бог сотворил всякую вещь и размерил её мерой…» (Коран, сура 25 стих 2). Об этом же и в Библии: «…ты всё расположил мерою, числом и весом…». (Глава 11 стих 21).
Важен вопрос: самодостаточен ли человек в способности выборки информации из потокособытий жизни, и, прежде всего, первичной информации (которой ранее в психике не было)? Это один из вопросов, которые определяют качество и направленность развития цивилизации и её культуры. Речь идёт об усвоенной информации, которая стала достоянием психики субъекта. Другое дело, что человек субъективно понимает информацию и волен распоряжаться её по своему усмотрению. Вариантов ответа – два. Первый понятен (следствие – «толпоэлитарная организация общества» с Я-центризмом и двойной моралью). При втором варианте, ответа на этот вопрос, возникает вывод, что наука – неотъемлемая часть религии, а информация распределяется циркулярно и адресно, в зависимости от предназначения её субъекта. Коран объясняет это как непосредственно даваемое Богом каждому различение (способность видеть разграничение выделенного объекта). Озарение различением (Коран Сура 8 стих 9) «оно даётся Богом непосредственно каждому по его нравственности» (подробнее: Коран, Сура 8 стих 29, где внимание и осмысление как продолжение озарения различением).
Если человек верует Богу и соответственно старается ввести свою волю в русло промысла, то все ошибки в его мировоззрении и нравственности, устраняются тем успешнее, чем эффективнее работает триада: озарение различением, внимание, осмысление, поскольку Бог даёт различением соответствующую информацию и вводит в ситуации, осмысленное отношение к которым позволяет выявить и устранить ошибки в мировоззрении, нравственности, личностной культуре мышления и психической деятельности. Особую роль в психической деятельности занимает нравственность, поскольку именно она определяет алгоритмику мышления (система специализированных алгоритмов в их функциональных взаимосвязей, что невозможно без совокупности мерил и их взаимосвязей при оценке течения событий, выработки намерений и т.д.).
Определённый смысловой строй в психике даёт нравственность.
Подсознание многократно мощнее сознания. Подсознание – автопилот. И закачка его важна. Если его закачать правильно, то легко идти. Целостность психики – соответствие эмоций, порождаемых бессознательными уровнями. Камертон эмоций и сознаваемого смысла. Выход на камертон – процесс диалектического познания.
Очень много слов Вы наговорили, напустили тумана, сплели ажурные кружева из передергиваний, натяжек и блестящих иносказаний. Умеете! Здорово. И — надо же! — все лишь для того, чтобы уйти от прямого и ясного ответа на прямой и ясный вопрос. Вопрос: "Что общего между диалектическим материализмом и научным познанием мира, с одной стороны, и заскорузлым, кондовым православием, насаждаемым патлатыми и пузатыми "батюшками", разъезжающими на маздах и мерседесах, с другой?" Единственный честный ответ: "Ничего!" То, что сверх — то от лукаваго.
> Очень много слов Вы наговорили, напустили тумана, сплели ажурные кружева из передергиваний, натяжек и блестящих иносказаний. Умеете! Здорово. quoted1
Нет, эклектики здесь нет. Просто нужно наплести слов в раз сто больше, а у нас брошюры толщиной более 50 страниц считаются экстремистсткими.
> И — надо же! — все лишь для того, чтобы уйти от прямого и ясного ответа на прямой и ясный вопрос. quoted1
Вопрос не прямой и не ясный. Уходить от него никто не имеет никакого желания.
> Вопрос: "Что общего между диалектическим материализмом и научным познанием мира, с одной стороны, и заскорузлым, кондовым православием, насаждаемым патлатыми и пузатыми "батюшками", разъезжающими на маздах и мерседесах, с другой?" > Единственный честный ответ: "Ничего!" quoted1
Да, ничего нет общего с патлатыми и пузатыми попами. Но и у этих патлатых нет ничего общего с Православием (атрибутика и бутафория не в счёт).