Что есть человек?
не наделено ли то существо, которым я себя ощущаю, которое я вижу в зеркале, тем пониманием истины бытия, постигнув которую оно оставит меня призраком, даже не пытающимся в него рядиться? а если мне суждено пережить такой катаклизм, не окажется ли все мое прежнее существование всего лишь его личиной?
По праву моего века ---------------------------------------- ---------------
ненаходимая собой стихия погружается в свою бездну, не успевая стать чем-то,
как стала собою вещь в безначальной стихии? отправляясь в развитии от исчезающее малой толики своего существования? такой, например, как количество света и тепла, необходимое для жизнедеятельности твоего организма;такая, например, вещь, как Солнце; ничего в стихии не препятствует ни существованию Солнца, ни его утрате;реально, однако, стихия воплощается лишь в неопределенную протяженность вещи, в стихийно единую вещь, качествующую и мной и Солнцем, и эта вещь — пространство — сама непредсказуемость этого качествования, успевающая стать и Солнцем (сущим), и мной (ощущением), и Вселенной (сознанием); такова реальность существования, его стихии; ощущение самой бездны вселенской стихии, пространство — ее осознанность
()
вещь: неопределенная протяженность, сколь угодно достоверная в своем формировании;существование вещи стихийно, и полностью раскрывается только в контексте Вселенной, так, что вещь стихийно становясь, генерирует пространство, просто тождествуя ему;существуя реально в стихийных отправлениях, вещь занимает какое угодно место, тождествуя пространству самому по себе
()
природа — стихия, где вещи постоянно возвращаются из небытия ощущениями, готовые к сознательному восприятию в контексте «мир»
()
что существует с точки зрения Вселенной? планета Земля во Вселенной — это где? или Вселенная только и возможна как наблюдаемая мной с этой планеты? исчезающее малая и безмерно великая вероятность существования Вселенной — твой взгляд в звездное небо
мир стихийно самоотвлечен и стихийно конкретное существенно на этом абстрактном фоне;нет ничего, что отвлекает стихию от себя, нет ничего, что мешает такому самоотвлечению;вещи сами собой не эволюционируют до осознанного самовосприятия, они не заключают в себе потенции в пользу такого выбора;наличие самосознания — фатальность постоянного стихийного самоустранения природы, сколь угодно самодостоверной как бытие и как сознание, природа — реальное отсутствие условий существования как такового;произвольно существующая стихия в невозможности предметного генезиса сознания и бытия — вот и все что существует;не являясь по сути ни чем природа и вольна предстать себе какой угодно;природа не знает быть ли ей, и уж тем более какой;такой она и остается — самородком неохватных крайностей ее стихий, никак себя изначально не волящей и оттого волящей себя в неприкосновенности совершенной свободы воления
Работы автора можно найти на сайте «Проза ру», в поиск авторов ввести «Александр Рыбаков 2»
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
svacont1 (svacont1) писал (а) в ответ на сообщение:
> Что есть человек? > не наделено ли то существо, которым я себя ощущаю, которое я вижу в зеркале, тем пониманием истины бытия, постигнув которую оно оставит меня призраком, даже не пытающимся в него рядиться? quoted1
пить самому вредно, товарищ. так и до белой горячки не далеко. идите к людям
> > не наделено ли то существо, которым я себя ощущаю, которое я вижу в зеркале, тем пониманием истины бытия, постигнув которую оно оставит меня призраком, даже не пытающимся в него рядиться? а если мне суждено пережить такой катаклизм, не окажется ли все мое прежнее существование всего лишь его личиной? > quoted1
ну значит не все потеряно)) раз отражаетесь в зеркале)) а истину бытия так и не постигли)))
>> не наделено ли то существо, которым я себя ощущаю, которое я вижу в зеркале, тем пониманием истины бытия, постигнув которую оно оставит меня призраком, даже не пытающимся в него рядиться? а если мне суждено пережить такой катаклизм, не окажется ли все мое прежнее существование всего лишь его личиной? >> quoted2
>ну значит не все потеряно)) раз отражаетесь в зеркале)) > а истину бытия так и не постигли))) quoted1
Нечистая сила и сила искусства
о новом спектакле к юбилею революции
Екатерина Глушик
В Театре Содружество актёров Таганки состоялась премьера спектакля «Нечистая сила» (инсценировка и постановка народного артиста РСФСР Николая Губенко) по одноименному историческому роману Валентина Пикуля.
У каждого вида искусства — своя магия. Театр. Здесь и сейчас разворачивается действие. Вживую люди, их голоса. Для тебя создают атмосферу, вызывают эмоции, чувства. Заставляют наблюдать за какой-то простой ситуацией людей совсем не знакомых или же исторических персонажей. И эти персонажи — с тобой. На твоих глазах происходит событие, принимается то или иное решение, которое ты ныне, спустя десятки или даже сотни лет, ощущаешь — оно повлияло на тебя, на твою жизнь. Тебя ставят на перекрёсток истории. И она прямо на твоих глазах поворачивается и идёт в ту или иную сторону. «Тебя призвали всеблагие как собеседника на пир»… Это ощущение тебе даёт театр.
В театре ты знаешь, что всё происходящее на сцене — «понарошку». Но сопереживаешь. Плачешь или ликуешь. И своей реакцией — смехом, вскриками, аплодисментами — участвуешь. Можешь влиять: артист тебя слышит!
В театре всегда — импровизация. При всей заученности и отрепетированности. Визуальный контакт. И ты взаимодействуешь не только с артистами на сцене, но и со зрителями в зале. Вы в одно время видите одно и то же. Вы — команда. Вместе вы испытываете негодование или восторг, сопереживаете — вместе!
Но любите ли вы театр? Современный? Ведь театр прежде всего — это действующие лица: актёры, режиссёры. А театральные деятели первыми бросились крушить СССР. Они публично сжигали партбилеты, глумливо совершая акт предательства и вероломства. Они истерично требовали защитить их от Конституции и расстрелять законно избранных депутатов Верховного Совета и граждан, вставших на сторону справедливости и закона. Они издеваются над классикой. Именно они стали бесстыже внедрять мат как элемент искусства. Мы не столько слышим о постановках, сколько о разнузданности ниспровергателей святынь и их оголтелом воровстве.
Однако есть театры, достойные во всех отношениях. Репертуар, актёры и их школа, культура постановки, отношение к зрителю. Эти театры ты полюбишь, как только побываешь! Но они в немилости у государства. И в СМИ вы не узнаете о них. Их руководители — не завсегдатаи президентских посиделок, где, притащившись в бейсболке, лениво, развалясь, слушаешь главу государства. Их не осыпают правительственными наградами так часто, что создаётся впечатление, будто они вообще не выходят из Кремля, сидя там безвылазно. При этом изображают из себя оппозицию и претендуют на реноме свободных художников.
Но именно те, кто не обласкан властями, — жрецы театра! Они преданы искусству, преданы зрителю. И вот ты узнаёшь о премьере, о постановке. И попадаешь в театр, который — храм! Начиная с вешалки! Со вкусом и значением оформленное фойе с фигурами персонажей постановки, на которую ты пришёл: они с тобой, ты — с ними. Пропитываешься атмосферой, тебя уже подготовили к восприятию. Входишь в зрительный зал — интеллигентная публика, изысканные декорации, передающие дух времени, стиль. «Театр Содружество актёров Таганки». Премьера спектакля «Нечистая сила».
Николай Губенко обладает удивительной способностью показывать современность через историю. Потрясающая «Арена жизни» по произведениям Салтыкова-Щедрина рассказывала о нашем времени языком Михаила Евграфовича и сценическим языком Николая Николаевича.
И вот — «Нечистая сила» по роману Валентина Пикуля. 2017 -тый — год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. И коммунист Николай Губенко не мог не отметить, не мог не увенчать юбилей театральным событием — премьерой. Но как осуществить «революционную» постановку, когда в арсенале советского театра — сотни спектаклей разных авторов, режиссеров, театральных коллективов, освещены, пожалуй, все революционные этапы, в центре внимания были все значимые фигуры того эпохального события. Как в своей постановке уйти от банальностей, штампов, заимствований, повторов? Ведь этот опыт (уникальный, включающий абсолютные шедевры, гениальные работы советских актёров и режиссёров) довлеет. И вот Николай Губенко осуществляет совершенно авангардную постановку, при этом не попирая традицию русского театра.
Действие спектакля разворачивается в царской России, при «дворе», и охватывает время от женитьбы Николая Второго вплоть до революции. Как отец Николая Второго Александр Третий относился к сыну, его выбору супруги (и кто стал русской императрицей), кого хотел видеть на троне… Интриги двора. Принятие государственных решений. Появление и «воцарение» в царской семье Распутина, его убийство…
Николай Губенко делится: «В течение века Романовых сначала обвиняли во всех смертных грехах, потом они были канонизированы как христианские мученики. Театр же вместе с Валентином Пикулем стремится показать их ни святыми, ни чудовищами, а такими же, как все, людьми. Это же относится и к более, чем противоречивой фигуре Распутина, которого одни считают святым, другие вором и шарлатаном, управляющим императором и императрицей. Будем откровенны, не были же они слабоумными идиотами, что их так легко мог одурачить простой мужик. Тем не менее, все, что описывает Валентин Пикуль, и безнаказанность, и порочность, и гниль системы, было. Не будем сомневаться в правдивости В. Пикуля. Его роман обращен к людям, способным мыслить».
А поразмыслить есть, над чем. И «принуждение к размышлению» осуществляет не только Валентин Пикуль, но и Николай Губенко — сценическими средствами.
Спектакль интересен не только как художественное произведение, но и как своеобразный «урок истории». Большой фактический материал, динамичная смена сцен. Постановка строится на этаком каркасе — фигуре писателя (актёр Д. Перов), который зачитывает значительные объёмы текста, и информируя, и скрепляя разные эпизоды, и делая логичным переход от действия к действию. Писатель вездесущ: вот на сцене за столом, лампа с зелёным абажуром, под которым он читает, создаёт домашний уют. Вот он на огромном экране (им служит задник сцены) в тех или иных ландшафтах и интерьерах, обращается к нам со своими размышлениями.
Революция — взрыв. Но он подготовлен. Кем-то, чем-то. Революционная ситуация — это когда «верхи не могут, а низы не хотят». Спектакль «Нечистая сила» со всей ясностью показывает, что не могут, чего не хотят. Основной персонаж спектакля — Григорий Распутин (прекрасная игра актёра М. Басова, он и комичен, и трагичен). Но только ли он — нечистая сила? А элита? Её цели, приоритеты, поведение. Ходынское поле, 1000 погибших, и — бал! Его не отменили! Вот уж воистину: «страшно далеки они от народа». Если урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, новоявленная российская императрица Александра Фёдоровна, не знающая Россию, не чувствующая её, помыкает безвольным мужем-правителем, которому, по его собственному признанию, легче поступиться стратегическими интересами, чем выслушивать очередную истерику супруги, то может ли у такого государства быть радужное будущее? Точна актриса Н. Старкова в роли Александры Фёдоровны: своим бездушием, холодностью, нелепой истеричной требовательностью, пристрастием к Распутину и его «провидениям», которыми император должен руководствоваться в государственных делах, она вызывает неприязнь.
Низы не хотят вопиющей роскоши правителей, ради которой с народа дерут семь шкур, не хотят вмешательства в государственные дела банковского капитала, не хотят поражения на фронтах, гибели своих близких из-за воровства интендантов (сплошь «великих князей»), снабжающих фронт плохим вооружением и обмундированием. Вы видели особняк Кшесинской в северной столице? Она что, ногами его напрыгала? Нет. Молодые крестьянки надрывно работали и даже рожали прямо в поле, чтобы эти дамы полусвета получали особняки в качестве «комплимента» от великих распутников. И разве нет прямой параллели с современностью: Сердюков—Васильева в Молочном переулке?
Мы видим, как, делая условия жизни людей невыносимыми, страну толкают в протест. Нам приводят документы, демонстрируют кадры кинохроники: у народа (какие красивые лица рабочих и крестьян!) надрывный труд, нужда, жалкие хибарки. У элиты — наряды, балы, игры, развлечения.
По сцене не ходят возмущённые народные толпы, пламенные революционеры не призывают на баррикады. Есть элита. И её слова, поступки вызывают негодование: ты видишь, чем они озабочены, как ведут себя (просто современная элита!), и кипит твой разум возмущенный.
В романе Валентина Пикуля действуют реальные исторические персонажи. Николай II, Александра Фёдоровна, Распутин, Феликс Юсупов, Победоносцев, Пуришкевич, Родзянко, великие князья… Около ста действующих лиц проходит перед зрителем. Документы, воспоминания, письма, дневники, на которых строится постановка, свидетельствуют: Российская империя не приближается к краху, а её приближают! И Советский Союз тоже — не развалился, его развалили! Мы видим, какие события, какие люди (эти самые верхи!) были настоящим мотором и двигателем революционной ситуации. Элита погрязла в воровстве, разврате, наверх пробиваются за счёт угодничества и шутовства. Крах прогнившего самодержавия неизбежен! Это очевидно. И разве это не о нашем времени?
Театр — особый вид искусства. Он сочетает в себе всё: литература, музыка (звучит Малер, Шнитке, Шопен, Шостакович. Элгар, Брукнер), живопись, балет, кино. Демонстрируется историческая хроника, она несёт бесценную информацию. Но кроме того, видеоряд вызывает сильнейшие эмоции. Кадры быстро меняются, и ты видишь: в одной стране — два мира! Крестьяне и дворяне, рабочие и фабриканты. Горстка паразитов заедает жизнь людей. Разве и это — не о нашем времени?
Современная постановка исторического романа. Как можно в события позапрошлого века внедрится с нынешними техническими новациями, чтобы это не рушило достоверность происходящего? Можно. И вот вам — экраны, спецэффекты, машинерия… И всё это не отвлекает, а углубляет содержание, дополняет эмоции.
Объёмы сцены расширены до бесконечности в пространстве и во времени. В пространстве: видеоряд уносит нас то в парк, по аллее которого идёт писатель, обращающийся к нам, то в баню, где хлещется распутник Гришка с окормляемыми им дамами… Во времени — кинохроника ведёт на фронты Первой мировой, на крестьянское поле, на великосветский приём…
Весь задник сцены — не только экран, но одновременно и декорация. Меняется кадр, и вот уже персонажи действуют в реальных интерьерах дворца, в кабинете премьер-министра… На экране проигрываются какие-то эпизоды, и разворачивающееся действие перемещается на сцену. А когда идёт видеоряд, в котором человек движется на тебя из глубины экрана, то создаётся впечатление, что он спускается с неба. Персонажи выходят на сцену из зала и словно на машине времени перемещают тебя в свой век. Максимально задействовано всё пространство: сцена, зрительный зал, боковая ложа — и там этакой ремаркой разворачиваются события. То есть всё вокруг бурлит, революционная ситуация — повсеместна.
«Точечные удары» демонстрируемых на экране кинореконструкций… Например, эпизод Первой мировой войны, «атака мертвецов», — защитников крепости Осовец: русские солдаты после химической атаки немцев (те были уверены, что все мертвы) встают и идут на врага. А разве выборы в Думу, когда после расстрела Верховного Совета либералы были уверены, что уже всех патриотов повесили на фонарях и убили канделябрами, но победили патриоты, это была не «атака мертвецов»? Либералы закричали в ужасе: «Россия, ты сошла с ума»? Но это был панический крик «Россия, ты ещё жива?»
Героизм и предательство. Самоотверженность и корысть. Наверное, это всегда и во всех обществах было и будет. Но в каких масштабах! И какой пример показывают правители, элиты! Вот что важно и двигает историю.
В финале спектакля «элита» погружается под сцену — она терпит исторический провал. Революция!
И вот идут кадры кинохроники, которые ты смотришь с восторгом: парад Победы, верховный главнокомандующий, Гагарин, Королёв, великие стройки, выдающиеся учёные. Но вдруг на авансцену истории полезли, как тараканы из щелей, ниспровергатели памятников, попиратели святынь, семибанкирщина — тот самый банковский капитал…
Великой Россию делали великие люди: великие учёные, великие художники, великие труженики. А те, кому нужны только деньги и удовольствия, во все века губят её: предают, продают.
Нет театра без актёрского ансамбля. В этом спектакле действует около ста персонажей. Задействована вся труппа, у некоторых — не одна роль. И у каждого — своя интонация, своя краска, своя линия игры. Никто не теряется, никто не «перетягивает» на себя. Большое сожаление, то единственное, чего мне не хватало в спектакле — на сцене нет Николая Губенко, блистательного актёра в любой роли.
Высоко профессиональна работа художественно-постановочной части: декорации, антураж (свет, звук), работа по смене декораций точна и слаженна. Изделия костюмеров потрясают. Думаю, оживи персонажи той поры и попади на сцену, они бы не заметили подвоха, что оказались не среди своих на очередном рауте, а в театре.
Хотя Валентин Пикуль писал роман, основываясь на документах, и вкладывал в уста своих героев (в том числе царя и царицы) их собственные слова (письма, дневники), он слышал упрёки как со стороны монархистов, так и со стороны антимонархистов. Как, думается, услышит разного рода упрёки и Николай Губенко. И этот спектакль — очередной акт гражданского мужества художника, любящего страну и прошлую, и настоящую, желающего показать прочувствованную историю. Потому что эта страна — его! И в горе, и в радости. И вот в твоей стране хозяйничают люди, не имеющие никаких идеалов! Попирающие всё человеческое. Для которых верх мечтаний — набитое брюхо и утоление плоти. И ты демонстрируешь их омерзительную изнанку. Говоришь им: «Иду на вы»!
Спектакль обращён к зрителю. И к властям. Это предупреждение: опомнитесь! Неужели не понимаете, что терпению народа приходит конец? Не видите исторических параллелей?
Сверхактуальная постановка исторического романа. Уникальная работа уникального режиссёра и уникального творческого коллектива.