Мои уроки у Джона Бернала (к 110-летию со дня рождения и 40-летию со дня смерти учёного)
Джон Десмонд Бернал (10 мая 1901 г. - 15 сентября 1971 г.) - выдающийся английский физик, социолог, общественный деятель. Профессор Кембриджского и Лондонского университетов, член Лондонского Королевского общества. Президент Всемирного Совета Мира (1959-1965), обладатель международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1953). Автор многих книг по проблемам развития науки и научных трудов по физике и химии. В годы "холодной войны" выступал за мир и международную безопасность, за прекращение военно-политической конфронтации и налаживание сотрудничества между США и СССР.
В 70-е годы на меня, тогда ещё молодого научного работника, большое влияние оказали взгляды Джона Бернала на развитие науки. Помню, с каким увлечением читал его замечательную книгу "Наука в истории общества", опубликованную в переводе с английского московским Издательством иностранной литературы в 1956 году. В то время, будучи заведующим химической лабораторией в ярославском НИИМСК, я уже серьёзно поглядывал в сторону гуманитарных наук и намеревался заняться междисциплинарными исследованиями на стыке естествознания, обществоведения и математики. Намеревался, но долго не решался. Не пустое ли занятие? Хватит ли сил? Эти вопросы буквально мучили, не давали покоя. Ведь господствовали представления о непроходимой пропасти между естественными и гуманитарными науками, о невозможности и бесполезности применения математики в гуманитарных науках. Но вот я прочитал в книге Бернала о том, что, при несомненных различиях, все науки глубоко родственны друг другу. По принятой системе классификации общественные науки и естествознание помещаются в противоположных концах ряда. Этот ряд начинается с математики и идёт через физику и химию к биологии животных, к биологии человека, к психологии, к социологии. По мнению Бернала, общественные и естественные науки являются не обособленными учениями, а "единым исследованием единого развивающегося общества, сколько бы ни было его разветвлений и как бы они ни различались между собой" (стр.68).
Нашёл я в книге Джона Бернала ответ и на другой важный вопрос. Почему естествознание в союзе с математикой добилось грандиозных успехов, а общественные науки десятилетиями и столетиями плетутся у них в хвосте? Понятно, что объект изучения общественных наук, в отличие, например, от физики или химии, включает самого человека. Это, конечно, делает изучение общественных явлений очень сложным. Более того, исследование общественных процессов осложняется непрерывным изменением объекта исследования - общества. Все эти сложности и сами по себе могли бы объяснить тот факт, что естественные науки достигли более значительных успехов, чем, например, политическая экономия. Но Джон Бернал указал и на другую причину - классовую структуру общества. Это, по его мнению, сильнее, чем что-либо другое, препятствует становлению беспристрастной общественной науки. Читаем в книге Бернала: "Во всех антагонистических обществах общественные науки неизбежно являются продажными" (стр.533). Прекрасно подмечено! С этим можно согласиться, но с оговоркой - если общественные науки делаются людьми, чьё материальное и общественное положение напрямую зависит от того, какие результаты или выводы они обнародуют. Значит, не так уж плохо, если не штатный экономист или социолог, а физик или химик серьёзно займётся обществоведением. Но для этого ему придётся очень много работать для повышения уровня своего образования. Придётся стать не только физиком или химиком, но и экономистом, историком, философом, психологом, так же, как и математиком. Возможно ли это? В конце концов, отбросил сомнения и приступил к работе. Она заняла почти 40 лет!