Самая бедная страна в Европе. Жизнь застряла в СССР. Оттого смотреть в столице нечего. Не все молдаване похожи на южных европейцев, есть североевропеоидные светловолосые типы.
Хотя может это русские Кишинева запечатленные на фото? По переписи населения Молдавии 2014, русскими в ней назывались 4,6%.
Население Молдовы 3,5 миллионов.
Скорая помощь:
Страна очень централизованная, на столицу замкнута куда сильнее, чем Россия. Кишинев. Смотреть в городе с туристического взгляда нечего. Старых зданий в городе почти не осталось, а те, что есть по большей части не в лучшем состоянии. Или завешаны рекламой так, что исторического фасада почти не видно. Малому количеству достопримечательностей в городе есть вполне логичное объяснение. В годы Великой Отечественной Войны город разрушали дважды — в 1941 и 1944 годах. Причем в 1941 году важные строения города подрывала сама Красная Армия, чтобы ничего не досталось врагу, а в 1944 уже немецкий захватчик. По объему разрушений город сравнивали даже со Сталинградом. В Молдавии в отличие от Румынии очень чисто, парки буквально вылизаны. И это несмотря на бедность страны относительно Румынии. Хорошо заметно обилие всяких заведений по первым этажам — банки, обменники, магазины самого разного профиля, кафе, салоны сотовой связи и прочее… их концентрация на единицу площади тут едва ли не выше московской. На улицах досих пор стоят телефонные апараты (новые). Одно из первых впечатлений о Кишиневе — это не малое количество заброшенных многоэтажек даже в центре, даже в окрестностях самой главной столичной улицы — бульвара Штефана чел Маре. Гостиница «Националь» — казалось бы, еще вполне приличное здание, но увы — окна выбиты, в подъездах нет дверей, при этом она даже толком не огорожена, и мы так и не поняли, какая судьба ее ждет: капитальный ремонт или ее все-таки решили разобрать? Маленькие особняки, иногда даже 19 века с табличками на фасадах, гласящими о том, что они — памятники архитектуры местного значения, тоже нередко заброшены и пустуют. Кстати, да, что касается городской архитектуры, то во время Великой Отечественной войны Кишинев очень сильно пострадал, здесь было разрушено около 70 процентов всех зданий. А те, что уцелели, расположены сейчас не на самых центральных улицах, а в проулках. Поэтому нынешняя городская застройка — это дома, возведенные в разные периоды и построенные во всем многообразии стилей: современные сити-моллы из стекла и бетона соседствуют с советскими серыми «небоскребами» и жилыми девятиэтажками, тут же стоят старые одно- и двухэтажные каменные и деревянные особняки, пятиэтажные строения и даже нечто, казалось бы, совсем временное и несуразное, похожее на пластиковые павильоны, типа наших, в которых у нас продают цветы и продукты, а здесь используют для размещения каких-то мелких контор. По-русски тут почти все понимают, но говорит большинство людей с трудом, чисто на уровне «объясниться по быту». Причём таковые мне встречались не только в сельской глубинке, но и в Кишинёве. Сказывается и нетуристичность: зачастую люди начинали мне что-то объяснять по-молдавски, и мне приходилось извиняться за то, что я их не понимаю.
Транспорт. Маршрутки примечательны компановкой кресел — как правило в них отсутствует правый одинарный ряд, вместо которого устроены стоячие места. Главный недостаток водителей маршруток, это их хамовитость, причины тому, что многие водители являются теми которого зовут «селюками». Но в целом общественный транспорт в Кишинёве довольно удобен, быстр и дёшев (2−3 лея — то есть 5−7 рублей), пробки по меркам Москвы, Киева или Алма-Аты и пробками-то не назвать, а такси по городу стоит 30−50 леев (80−130р.) — для столицы нереальная дешевизна!
Черта современного Кишинева — обилие памятников с надписями только на молдавском . При том что вывески и реклама почти всегда на русском или двух языках. Детей в молдавской глубинке много, и почти не видно «хулиганских» типажей. В основном тихие, вежливые, с незнакомыми всегда здороваются. Субкультуры в Молдове незаметны — конечно, в Кишинёве попадаются и неферы, и хипстеры, но несравнимо реже, чем в Киеве или Москве, или даже Бендерах и Тирасполе.
Памятники. Самый показательный момент — когда власти запретили советскую символику, какие-то активисты надели на себя майки с серпами и молотами и стали проверять, как работает новый закон… в итоге полицейских приходилось долго и как правило безуспешно уговаривать применить к себе меры. А вот Великая Отечественная тут — всё ещё очень явный ориентир. Прибалтийский и украинский ревизионизм для Молдовы если и характерен, то не в той степени. Памятники хорошо заметны в каждом селе и большинстве городов: В Кишинёве едва ли не единственный почётный караул всё ещё на Вечном огне. Хотя по воспоминаниям местных, к той войне молдаване относились примерно как к стихийному бедствию и не особо задумывались, за кого воевать. Многие успели повоевать в Красной армии против Румынии, в румынской армии против СССР и опять же в румынской армии против фашистов. Недавно даже появилась вот такая награда — этот крест дали всем ветеранам независимо от того, на какой стороне они воевали (по крайней мере мне так объяснили, поправьте, если ошибаюсь). В целом же, памятников событиям ХХ века тут немного, хотя набор тот же: Великая Отечественная, Афганистан, Чернобыль… Почему-то не видел и пафосных монументов Независимости. И даже, что меня удивило, памятников жертвам Приднестровья тут немного.
Отношение к Приднестровью. Вообще, что касается Приднестровья — как мне показалось, молдаване к случившемуся относятся достаточно спокойно, хотя и называют ПМР «пиратской республикой» и «бандитским государством». Слышал от разных людей в Кишинёве, что с обеих сторон воевали в основном «отморозки». К приднестровской государственности молдаване относятся единодушно негативно, но при этом саму идеологию Приднестровья многие здесь одобряют («если бы только её продвигали не бандиты, которые её же дискредитируют» — цитата из разговора). Это только на бумаге у них с этой непризнанной республикой конфликт, а де-факто граница открыта и если при ввозе условных телевизоров из Румынии надо платить таможенные сборы, то при въезде из Тирасполя — не нужно. Достаточно платить взятки. Я прекрасно понимаю, почему молдаване держат границу с Приднестровьем открытой — чтобы показать, что не считают Приднестровье независимым государством. Из-за этого Страна превратилась в перевалочный пункт для наркотрафика, торговли людьми, контрафакта и прочего. Отношение молдаван к их национализму в начале 90-х. Вообще, многие в Этой стране характеризуют начало 1990-х годов, время правления Мирчи Снегура, как «безумие». Тогда тут был серьёзный подъём национализма, лозунги типа «Молдова для молдаван!» и «Чемодан-вокзал-Россия!» не считались неприличными, а автобусе человека, говорившего по-русски, вполне могли обложить последними словами и пообещать скоро расправой всем «оккупантам». Впрочем, если верить тем, кто мне всё это рассказывал, тогда в Кишинёве была такая нищета, что люди ставили во дворах печки и готовили на них еду — но в общем, подозреваю,тогда давление на русских тут было похуже, чем в Прибалтике и Западной Украине. Само собой, были уволены и уехали многие высококвалифицированные кадры, что понятным образом сказалось на экономике. Самого же Снегура мне несколько раз характеризовали как «абсолютно безответственного руководителя», во время Приднестровской войны едва ли не прямым текстом в истерике объявлявшего войну России. Из деятелей той эпохи в самой Молдове (!) больше всего уважают генерала Лебедя, который пресёк кровопролитие — его угроза дать залп по Кишинёву на многих подействовала отрезвляюще, заставив понять, как далеко они зашли. В общем-то, глядя на современных молдаван, очень сложно представить, что всё это было.
Власть. Вообще же, современная история по рассказам встречавших меня людей складывается в примерно такую картину: сначала — националистический угар и голодное остервенение времён Мирчи Снегура; затем — нищее бандитское безвременье (а братков в Молдове в 1990-е тоже немерено было) в правление Петра Лучинского (1996−2000), а далее — застойное правление коммунистов Владимира Воронина. «Коммунистами» они были, конечно, очень условными, но пришли к власти именно на волне ностальгии по СССР, когда маятник качнулся в другую сторону. «При коммунистах» в Молдове — значит, в 2000—2009 годах, а не «в советское время». Про Воронина мне говорили так — сначала он передушил всех бандитов и навёл порядок, но затем коммунисты сами стали воровать беспредельно. Вдобавок, испугавшись «цветных революций», в 2005 Воронин ещё и поссорился с Россией, накликал повышение цен на газ и запрет на ввоз молдавского вина… В общем, кончилось всё «революцией» 2009 года — что это было, тут никто толком не понимает до сих пор: какие-то провокаторы устроили беспорядки, толпа разгромила парламент и президентуру при бездействии спецназа, Воронин во всём обвинил оппозицию, оппозиция — Воронина… но в общем в итоге в сентябре 2009 года Воронин подал в отставку. Молдавия жила без президента ещё 3 года (впрочем, тут это не принципиально, так как страна является парламентской республикой), а дом парламента так и не открыт после погрома.
Отношение к России. В целом же, пророссийская это страна или прозападная, «на глаз» и не скажешь. С одной стороны, мне говорили, что антироссийскую пропаганду здесь сейчас ведут очень активно, в том числе в школах; что в день 200-летия вхождения в состав Российской империи объявляли траур; что есть у них один поэт, который регулярно требует то запретить межнациональные браки, то вырубить в Молдове все берёзы… С другой, сами люди, с которыми я общался, к России настроены в основном доброжелательно, народ показался мне здесь более пророссийским, чем на Украине. Да и опять же по словам моих знакомых, антироссийские истерики здесь обычно приурочены к принятию «под шумок» какого-нибудь непопулярного закона.
Отношение к Румынии. И в общем, отношение к России здесь — на самом деле вопрос второстепенный, куда актуальнее тема Румынии. В Молдове традиционно было два направления: «унионизм» и «молдовенизм». Первые — это движение за вхождение в состав Румынии, возможно на правах автономии, но не суверенного государства; вторые — это молдавские националисты относительно Румынии (то есть зачастую дружественные к России). В принципе молдавский и румынский языки очень близки, фактически это действительно один язык; но при этом всё же преобладает тут мнение, что молдаване и румыны — разные народы. И хотя наши российские СМИ постоянно рисуют картину, что «молдаване мечтают войти в состав Румынии», унионизм тут сейчас маргинален. На Россию тут смотрят по-разному, а вот в состав Румынии не хотят почти единогласно. В Кишинёве мне провели целую экскурсию по политическим лозунгам на заборах. «Бессарабия — это НЕ Румыния» — за эту стенку идёт настоящая война надписей. Как я понимаю, унионисты в Молдове занимают нишу наших радикальных либералов, и наибольшим влиянием обладали в начале 1990-х. Первым шагом стал перевод молдавского языка на латиницу 31 августа 1989 года (при том, что румыны на латиницу перешли в 1848, а вообще язык испокон веков был кириллическим), чего не поддержало Приднестровье. Фактически, «молдавский язык» сейчас только в Приднестровье и остался — в Молдове хотя государственный язык по-прежнему называется молдавским, большинство слов, отличных от румынского языка, объявлены просторечиями. В свою очередь, в румынский «правильные» слова попали в 19 веке из французского и итальянского — в общем, нет тут однозначного ответа. Один из главных антирумынских лозунгов в Молдове — «Не хотим объединяться с цыганами». О румынских цыганах, думаю, знают все, и их нашествия в Молдове никто не хочет (в первую очередь, думается, местные цыгане). Собственно, «цыганами» тут дразнят и самих румын. Гены молдаван и румын различаются, у молдаван преобладает славянская кровь, гаплогруппа R1a, у румын же балканская гаплогруппа I2. В стране очень много коммунистов.
Правящие идеологии в умах людей. В целом, как мне показалось, какой-то прочной официальной идеологии тут нет и страну бросает из крайности в крайность. Один из тех, кто меня встречал в Кишинёве, эту ситуацию описал так: «Отдельной страной молдаване стали случайно, сами этому не рады, но по сути дела мы. никому и не нужны». Самая бедная страна в Европе. Молдаване этого и не отрицают. Некоторые даже считают, что Молдова — беднейшая страна СНГ, хотя это не так — в Киргизии и Таджикистане среднедушевой ВВП ниже в полтора-два раза. Тем не менее, по уровню ВВП на душу населения Молдова в 2,5 раза уступает Украине и в 5−6 раз России, а её соседи в списке стран — Индия, Узбекистан, Лаос, Филиппины… Впрочем, «на глаз» этого не скажешь: во-первых, молдаване всё-таки европейцы и не склонны к антисанитарии; во-вторых, построенные в советское время дома, дороги, котельные и многое другое никуда не делось, ну, а в-третьих поставленные на поток заработки в России и Европе эта статистика не учитывает, но фактически, как мне показалось, средний молдаванин зарабатывает немногим меньше среднего украинца. А вот с бюджетом всё намного хуже: скажем, стандартная пенсия по возрасту тут в 2012 году составила 972 лея (78 $) — вдвое меньше, чем на Украине. С ценами ситуация тоже сложная: еда и транспорт тут стоят примерно как на Украине, но очень большие кварплаты — говорят, в Кишинёве в порядке вещей платить за ЖКХ около 300 долларов в месяц — газ сюда поставляют без льгот. По вот таким столпотворениям в глубинке опознаются биржи труда.
Экономика. Говорят, что средняя зарплата в Молдавии — 250 $ или 15 тысяч рублей на наши деньги, хотя я поговорил с работницей одного обменного пункта и она мне сказала, что зарабатывает 400 рублей в день. То есть при 20 рабочих днях это получается всего 8 тысяч рублей в месяц. За границей граждане этой страны зарабатывают в среднем 1000 евро в месяц, при этом минимально тратятся на еду и жилье. За два года семья из двух человек (он штукатурит, она клеит обои) зарабатывает себе на квартиру в Молдавии. Вот такая арифметика… Каждый день из страны уезжает 106 человек на ПМЖ. Каждый день! Сейчас в стране осталось чуть больше трех миллионов жителей. Из них один миллион работает за границей. Этот миллион приносит 60% ВВП страны за счет переводов денег своим родственникам, которые несут их в бесчисленные обменники. Молдаване ездят на заработки в Россию, а так же Румынию и Италию. Но и утверждать, что тут всё совсем плохо, я бы тоже не стал. Да, страна бедная — но всё-таки цивилизованная. В городах достаточно чисто, в том числе по окраинам (Украина, скажем, замусорена куда сильнее); заброшенных зданий — хоть общественных, хоть жилых, хоть частных — немного; а главное — тут как-то очень спокойно. Уровень преступности в Молдове по статистике гораздо ниже российского, и по личным ощущениям — тоже.
Производство. Кишинев, несмотря на кучу экономических кризисов, плавно перетекающих один в другой, все-таки динамично развивается. Здесь много разных заводов и фабрик, которые выпускают около 25 процентов продукции всей страны. Например, особо ценный и популярный тракторный завод, предприятия по производству насосов, стиральных машин, телевизоров, холодильников, фабрики по пошиву одежды, обуви и производству ковров, консервные заводы и просто огромное количество разных самодельческих предприятий: ведь виноградники в Молдове — это ее главная гордость! Каждый уважающий себя крестьянин (в том числе и непьющий) имеет собственный виноградник, с которого закатывает на зиму в бочках 300—2000 литров вина ad usum internum, чтобы нескучно было долгими зимними вечерами.
Народный костюм.
Эта вышивка имеет что-то общее и с украинской, и с русской, но все-таки она своя, и ее очень легко можно отличить от всех прочих. И главное отличие в том, что орнамент молдавской вышивки расположен так, чтобы наиболее выгодно подчеркнуть пропорции тела. А кроме того, она другая по цветовой гамме, да и по сюжету тоже. Так, молдаванки на своей одежде любят изображать не только цветы и травы, но и реки, звезды, цыплят, бабочек, бараньи рога, путь чабана и многое другое из того, что их окружает.
Домашний скот пасущийся в городах. То, что у них в стране развито животноводство, мы с Антоном убедились уже в Кишиневе, когда на окраине города среди асфальта и девятиэтажек, увидели, как женщина выпасает коз. Коз, овец, коров, лошадей, кур, уток, гусей и разную другую живность мы потом встречали повсеместно, как в городах, так и в селах.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Спасибо-! посмотрел фото с большим интересом и удовольствием, как будто бы снова там побывал, а то я был там еще до 90 годов, еще при советской власти. Сейчас стар и пенсионер. Приятно посмот реть историческую родину предков. Спасибо за Доброжелательные отзывы.